Нынешними бурными темпами своего развития Интернет во многом обязан появлению большого числа электронных библиотек. После 2000 года, когда имел место так называемый доткомовский бум, было несколько лет стагнации, многие компании, работающие в сети, закрывались. Но в последний год число веб-сайтов увеличилось примерно на 17 млн. Среди них особое место занимают интернет-дневники (блоги). Кроме того, сейчас стало появляться все больше интернет-библиотек. По оценке Американской ассоциации издателей, объем продаж электронных книг в США через пять лет достигнет 3 млрд долларов.
Классика и в Интернете классика
Одним из первых издательств, которое решило разместить в сети полное собрание сочинений известного писателя, стало Simon and Schuster. В 2002 году издательство, имеющее права на сочинения Эрнеста Хемингуэя, выложила в Интернет все 23 его романа, в том числе "По ком звонит колокол" и "Прощай оружие". Цена одной виртуальной книги - 9,99 доллара, что примерно соответствует цене одного издания в бумажном переплете. "Это важный шаг в создании полной электронной библиотеки Хемингуэя и во вступлении в эру цифровых изданий", - говорит представитель Simon and Schuster Сюзан Молдоу.
Нельзя, конечно, говорить, что до этого момента книг в сети не существовало. Но это были лишь отдельные произведения, и зачастую пиратские копии. Правда, даже бесплатные книги классиков, например, Чарльза Диккенса, Джорджа Элиота и Джейн Остин, большой популярностью у потребителей не пользовались. Потому еще до того, как Simon and Schuster создал свою виртуальную библиотеку, два других крупнейших издательства - Random House и AOL Time Warner закрыли свои отделы электронных книг. А многие аналитики предсказывали скорую смерть интернет-библиотек. К тому же отказался от затеи творить лишь для Интернета Стивен Кинг. Он написал 6 глав романа "Растение", которые размещал исключительно во Всемирной паутине. Но потом прекратил это занятие, пояснив, что в Интернете "читатели скачут по страницам, как кузнечики".
В годы стагнации интернет-издатели делали ставку на учебники, научные публикации, самоучители, журналы, путеводители. Кроме того, некоторые библиотеки, некоммерческие организации и университеты оцифровывали раритетные книги. Так, в 2000 году Британская библиотека разместила на своем сайте виртуальную версию первой печатной книги - Библии XV века Иоганна Гуттенберга. За первые полгода этот сайт посетил миллион человек. Следующей книгой, размещенной в Интернете в 2002 году в рамках проекта создания национальной электронной библиотеки стоимостью 25 млн фунтов, стали "Кентерберийские рассказы" английского писателя Джеффри Чосера. В этом проекте также участвовал и токийский университет Кеио. "Ценность цифровых технологий в том, что предметы редкой ценности становятся доступными всем желающим", - отметил Кристиан Дженсен, директор отдела редких печатных изданий Западной Европы Британской библиотеки.
В том же году некоммерческая организация "Тибетский буддистский центр" в Нью-Йорке начала сканировать все имеющиеся в ее собственности книги, коих насчитывается 12 тыс. томов. А в нынешнем году группа экспертов из Великобритании, Египта и России занялась оцифровкой рукописи, написанной на листах пергамента и известной как "Синайский кодекс". Однако в сети она появится только через четыре года.
Одним - выгода, другим - нарушение
С редкими книгами все понятно - размещение их в виртуальных библиотеках - мера действительно необходимая. Потому как доступ к ним весьма ограничен. Например, тот же "Синайский кодекс" за последние 20 лет смогли прочитать, что называется, в натуральном виде лишь четыре исследователя. Понятна ситуация и с произведениями, на которые действие закона об охране авторских прав не распространяется или принадлежат эти права каким-либо издательствам, которые могут распоряжаться ими по собственному усмотрению. В данный момент более актуален вопрос с книгами тех авторов, которые ныне здравствуют и зачастую настроены против компаний, желающих нажиться на их творениях.
Совсем недавно разгорелся скандал вокруг компании Google, решившей перевести в цифровой формат несколько крупных библиотечных собраний. Компанию обвиняют в нарушении авторских прав, на нее уже подали иски в суд Ассоциация американских издателей и Гильдия авторов США, объединяющая 8 тысяч писателей. Правда, Google это не сильно смущает, компания, вложившая в проект Google Print 200 млн долларов, отказываться от него не собирается. "Намерение Google создать цифровую библиотеку полностью соответствует законодательству США. Законы США разрешают использование выдержек из изданий, охраняемых авторским правом, а Google будет публиковать только отрывки из текста. И, похоже, это будет долговременной моделью. Наша компания всегда очень осторожна, когда дело касается авторского права", - говорит исполнительный директор компании Google Эрик Шмидт.
Однако нельзя утверждать, что компании, создающие виртуальные библиотеки, гонятся лишь за собственной прибылью, они пытаются и сделать литературу более доступной, популяризировать ее. Разве самим авторам такой подход невыгоден? Ведь огромное количество людей сможет прочитать их произведения. Так какой же выход, приемлемый для всех сторон, и интернет-компаний, и издателей, и авторов, из данной ситуации может быть?
Есть, по меньшей мере, два варианта. Первый, тот, который активно используется в данный момент практически всеми создателями интернет-библиотек, - размещение в сети лишь части произведения либо библиографических данных. Однако выгоден он, по сути, лишь авторам и издателям, интернет-компании же в данном случае остаются в проигрыше. Второй путь, по которому сейчас пытается идти Microsoft, совсем недавно решивший принять участие в совместном с Yohoo! проекте Open Content Alliance, пользующемся поддержкой таких компаний, как Adobe и HP, а также ряда научных заведений и библиотек. Компьютерный гигант сейчас налаживает связи с издательскими компаниями и библиотеками, дабы иметь возможность предоставить интернет-пользователям возможность поиска в произведениях, защищенных законом об авторских правах. К какой договоренности придут стороны - пока неизвестно. Возможно, Microsoft заплатит сразу значительную компенсацию либо поступит так же, как в свое время поступили Yahoo! и MSN, размещающие в сети музыкальные записи. В 2001 году они заключили долговременные лицензионные соглашения с Broadcast Music Inc . (BMI), которая имеет права на 4,5 млн произведений 350 тысяч исполнителей. По данному соглашению Yahoo ! и MSN Music обязаны делать отчисления BMI, которая, в свою очередь, распределяет эти деньги среди композиторов, авторов текстов, исполнителей, а также представляющих их интересы звукозаписывающих фирм.
В России свои тараканы
В России интернет-библиотеки появились уже давно, например, бесплатная виртуальная "Библиотека Машкова" создана еще в середине 90-х годов. Правда, изначально ее нельзя было в полной мере назвать интернет-библиотекой - тексты, присылаемые самими авторами, предвосхищали субъективные рецензии самого создателя библиотеки Максима Машкова. Однако в начале XXI века она преобразовалась, став уже виртуальной библиотекой в классическом понимании.
В прошлом году на нее и на ряд других российских интернет-библиотек подали иски многие авторы, которые до того были согласны с размещением своих произведений на данных веб-ресурсах. Причиной этого многие наблюдатели, в числе которых и другие авторы, назвали желание компании KM-online, входящей в группу e-Style и являющейся владельцем интернет-портала km.ru, устранить конкурентов. Так как перед этим на портале была открыта платная часть vip.km.ru, где помимо прочего предоставляется доступ к текстам литературных произведений. Однако сами представители e-Style объяснили свои действия желанием занять свою нишу "легального книгоиздательства в Интернете". "Надо же кому-то начинать. Почему не нам?" - считает президент e-Style Вячеслав Рудников. Сейчас доступ к виртуальной библиотеке на km.ru стоит 10 долларов. Кроме того, e-Style надеется, что в скором времени бизнес по продаже текстов через Интернет станет сопоставим с торговлей обычными книгами.