Эластичность форм, простота, изящество и оригинальность дизайнерских решений - вот основные черты британского кухонного дизайна, представленного на выставке "Everything, but...", что означает "Все, кроме...".
Мы воспринимаем предметное окружение в условиях повседневной будничной жизни. Организаторы выставки решили отойти от этого правила, переместив самую обыденную его часть, кухонные принадлежности, в выставочное пространство. Предметом эстетического любования в современном мире может быть не только произведение искусства, но и утилитарный предмет, дизайн которого - результат не только художественного ремесла, но промышленного производства.
Человек уже давно не раб своего неустроенного быта. Обрести свободу ему помогла бытовая техника. Но эмансипация идет еще дальше - важно не только технологизировать, но и эстетизировать повседневные процессы. Дом и домашнее оборудование стали рассматриваться как единый взаимодействующий организм, призванный удовлетворять материальные и духовные потребности человека. В эпоху виртуализации мира и его предметной символизации эстетическая ценность вещи становится более значимой, чем практическая. Прочность и надежность как основные характеристики вещей уходят в прошлое. Их сменяют изящество и элегантность. Подручные вещи, формирующие технологию бытовых процессов, благодаря дизайну становятся предметом эстетического любования. Сущность такой вещи состоит уже не только в прагматической функциональности и утилитарной полезности, но и в способности создавать уют, украшать быт, став гармоничной частью окружающей обстановки.
Дух материала и поиск формы
Для художника, увлеченного бытовым дизайном, главное - найти для обычного предмета необычную форму. Сохранив утилитарный смысл, спрятать его за чем-то другим, изменить внешность вещи, оставив прежним, функционально полезным ее внутреннее содержание, уподобив чему-то неожиданному. Например, тостер Колена Сандерса выполнен в виде радиаторной решетки. "Вместо того чтобы изображать предметы с помощью проволоки на мягкой глине, я предпочитаю создавать формы, которые выражают внешнюю сторону предметов, среди которых мы живем, - тротуары, по которым мы ходим, дверные ручки, с помощью которых открываем двери, и раковины, в которых мы умываемся", - говорит художник. Или складные ножи Уильяма Уоррена, они созданы для того, чтобы занять свое место в реальных домах среди других любимых вещей, обладающих человеческой индивидуальностью, юмором и умом.
В современном дизайне исключительное значение придается изучению и исследованию свойств материалов. Материал для изготовления изделия выбирается сообразно не его естественным свойствам, а желанию художника добиться той или иной формы. Поэтому, например, волнистые очертания могли придаваться как металлу и штукатурке, так и дереву и бетону. Креативная задача, стоящая перед художником, - изменить материю, из которой она сделана, до неузнаваемости. В большой треугольной чаше с ободом Дэниэла Фишера такой хрупкий и одновременно твердый материал, как фарфор, приобретает бумажное качество. После окончания формовки чаш Фишер работает с глиной, перемешивая и растягивая ее, пока стенки чаши не станут отличаться по толщине. Чаши обретают загнутую неровную поверхность, теряя свою сферическую форму. Любопытным здесь являются метаморфозы влажной эластичной глины. Предметы времен модерна могли бы показаться аморфными по сравнению с ними.
В других изделиях из керамики, напротив, можно проследить текучесть силуэта, которая есть выражение свойств материала - обожженной глины. Например, Клайв Боуэн, используя красную керамическую глину с одного из своих полей, продолжает традицию местной английской обливной керамики. А Берт Марш, изготавливая вещи из дерева, стремится добиться максимально чистых изгибов и незамысловатых форм, наиболее полно отражающих красоту дерева. Он уделяет особое внимание естественным дефектам, выцветшим местам и искажениям структуры дерева.
Игра в бильярд за кухонным столом
Дизайн как игра, в которую можно играть и у себя на кухне, получил свое выражение в вещицах "Сак Юкей" - солонке и перечнице, выполненных из нержавеющей стали, резины и бакелита в виде бильярдных шаров. "Если в детстве вы выслушивали порицания за то, что играли за столом, почему бы теперь не превратить трапезу в удовольствие", - считают дизайнеры Сэм и Джуд.
Джеральдин Мак-Глойн с юмором обыгрывает обеденную церемонию. Она придала тарелкам форму пищи, которая может в них оказаться. Набор "Бобы", состоящий из тарелки в форме почки, "Большого боба", "Маленького боба" и "Фасоли", образуя закругленный сосуд, напоминает экземпляр больничного блюда. Каждая часть выполняет самостоятельную индивидуальную функцию, а все вместе они образуют единую символическую композицию.
Определенный игровой настрой общению с кухонными предметами придает постмодернистский прием "распредмечивания" обыденных представлений об эстетике, примененный Робертом Доусоном. Ивовый узор, которым Доусон расписал тарелки, - ненастоящий. Этот рисунок, похожий на китайский, изобретен в Англии 250 лет назад. Потом, когда китайский фарфор и посуду стали производить в Китае, он стал "настоящим" китайским узором. Иллюстрируя эту обманчивую ситуацию, Доусон прибегает к приему перспективы в искусстве (который тоже является своего рода обманом) и изображает рисунок тарелки в тарелке.
Ричард Сли шутит с потребителем по-своему, создав продукт под названием "Розовая тарелка". Она сделана в традициях блюда, пропорции которого основаны на моделях оловянной посуды XVII и XVIII веков. Любуясь тарелкой, не сразу становится понятным, что на ней изображены кляксы Роршаха и человеческий мозг. А неровные края подразумевают как бы встроенную в нее битую посуду. Набор под названием "Полоски", разработанный Полом Смитом, куда входят полосатые кружки, чашки и блюдца, играет переливами простоты и роскоши, цветовой яркости и лаконичности формы.
Сью Прайк для церемонии окончания Королевского колледжа искусств изготовила элегантные лимоновыжималки, покрытые яркой цветной глазурью, предназначенные для практического использования, но при этом несущие на себе печать португальской архитектуры и мануэлинского стиля. Сью говорит, что испытывает потребность усовершенствовать предметы ежедневного обихода, чтобы адаптировать их к своим способам использования утвари.
Освобождение пространства: поэзия воздуха
Объектам выставки присущ минимализм, стремление стать частью окружающего пространства, его обрамлением. Они не заполняют пространство и не выделяются в нем ярким пятном. Так, основной принцип работ Яна Стенли - чистота линий и форм, красота, запечатленная в благородном материале. Стенли больше не использует цвет, потому что считает, что он скрывает сущность дизайна. Его "Салатницы" сделаны из прозрачного стекла. Эти прозрачные объекты подойдут к любому интерьеру.
Дэвид Кларк своими творениями слагает оду столу. Ведь именно вокруг стола в основном протекает наша жизнь. Стол вдохновляет Кларка на создание новых объектов и конструкций. Он выводит груши на "прогулку" в пространство стола. "Прогулка для груш" сделана из серебра и нержавеющей стали. "Я использовал серебро при изготовлении моих изделий таким образом, чтобы не выставлять напоказ и подчеркнуть менее дорогие элементы - фрукты". Так, дизайнер создает новые современные поэтические объекты, которые в домашней обстановке воспринимаются как струя свежего воздуха.
Лицезреть фрукты во всем богатстве их красок и формы позволяет "Хаб" ("Корзина") Эндрю Таннера и Анны Томпсон. Идея ее создания пришла от волнообразной упаковки, обнаруженной среди слоев апельсиновых корзин. Форма была заимствована и применена для создания продукта, обладающего как скульптурным, так и прикладным значением. "Хаб" сделан из глины и покрыт белой глазурью.
Дай Риис изобрел легкий, почти воздушный объект под названием "Перо для письма и серебряная чаша". Полученное в Королевском колледже искусств образование позволяет Риису, образно говоря, не ощущать разницы между строительством небоскреба и приготовлением бутерброда, поскольку все зависит от компонентов и хорошего вкуса. При всей оригинальности решений авторам удается сохранить функциональное назначение и интерьерное соответствие вещей. Ни про одну из них не скажешь, что ее место не на кухне.
Английские дизайнеры находят новые современные формы для обычных предметов, руководствуясь пониманием необходимости органической увязки экономических и эстетических требований промышленного производства, без которых новые дизайнерские технологии не смогут победить на международном рынке сбыта.
Название выставки отсылает к английской поговорке. Путешественникам, чьи большие чемоданы наполнены вещами на все случаи жизни, часто говорят, что они, наверное, упаковали в них все, кроме раковины. Отсюда и "Everything, but...". И действительно, организаторам, Британскому совету, удалось упаковать и привезти всего понемногу. Но выставке недостает еще многого, что можно было бы разместить на кухне. Вот и раковину тоже забыли.