Подумаем об этом завтра

Наиля Ващенко
28 ноября 2005, 00:00

Последние годы были положены на улучшение инвестиционного климата в республике, названного правительством одним из приоритетных направлений деятельности. Похоже, что это направление принесло-таки существенные результаты. На днях экс-министр госдоходов, ныне председатель правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана" Зейнулла Какимжанов призвал отечественных инвесторов экспортировать избыточный капитал, поскольку экономика республики находится на пороге перегрева и все сильнее ощущаются симптомы "голландской болезни". "В настоящее время потенциал привлечения инвестиций в Казахстан по объемам больше, чем мы можем реально освоить... Во многих регионах уже намечается дефицит энергомощностей и коммуникаций в виде железных дорог, логистических цепочек и т.п.".


Наиболее привлекательными для казахстанских инвестиций названы Россия, страны Центральной Азии и другие страны СНГ. "Главная задача и цель - рост капитализации казахстанского бизнеса за счет роста, в первую очередь прибыли. И не важно, где эта прибыль возникает, - в нашей стране или за рубежом. Если прибыли на инвестиции больше по проекту, например в Киргизии, то следует инвестировать там", - объясняет г-н Какимжанов. Вызывает сомнения, что отечественный инвестор не сможет самостоятельно разобраться, куда ему вывозить свои деньги, чтобы они работали и приносили реальную прибыль. Странно только, отчего ему не рекомендуют вкладывать деньги в инфраструктурные объекты, дефицит которых, по словам г-на Какимжанова, обусловливает возможность перегрева экономики, или в сельское хозяйство и сектор переработки. Причем почему не объявить эти направления приоритетными и не предоставить отечественным инвесторам налоговые преференции, подобные тем, что гарантировались иностранцам?

Разрабатывая инвестиционную политику, правительство делало упор на создании наиболее привлекательных условий для привлечения в республику как можно большего количества денежных средств. Для стимулирования инвестиционной деятельности инвесторам предоставлялись таможенные и налоговые преференции, а также натурные гранты. Благодаря этому Казахстан с 1993 года привлек почти треть от вложений иностранного капитала во все страны СНГ и около 80% - в государства Центральной Азии. За период с 1993 по 2004 годы в экономику государства были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 34,3 млрд долларов США. При этом только за последние 3 года объем привлеченных инвестиционных ресурсов составил 17,1 млрд долларов, что отражает нарастающую динамику роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В 2004 году валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан достиг исторического максимума, превысив 8,4 млрд долларов США. Большая часть привлеченных средств (более 6,5 млрд долларов США, или 77,6% от суммы валового поступления) направлялась на финансирование проектов по разработке месторождений Кашаган, Тенгиз и Карачаганак.

В результате денежная масса на конец 2004 года возросла в 10 раз, по сравнению с 1999 годом, внешние займы банков второго уровня - в 34,5 раза, их же кредиты экономическим структурам республики - в 6 раз. Тогда как номинальный ВВП, который можно условно назвать реальной отдачей от привлечения в страну этой денежной массы, увеличился всего в 2,7 раза. "Этот факт и проводимая в последнее время либеральная фискальная политика также оказали определенное влияние на макроэкономическое состояние экономики страны в целом", - считает министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. Он также предложил учесть, что все эти годы средний темп роста расходов государственного бюджета опережал темпы роста номинального ВВП и это также создало определенные предпосылки для "перегрева" экономики.

Интересно, почему, создавая благоприятные условия для инвесторов, правительство не предположило, что они приведут к "перегреву" экономики и развитию "голландской болезни"? Вероятно, оно рассчитывало, что иностранцы начнут развивать нашу инфраструктуру, сельское хозяйство и перерабатывающие секторы. На практике вложения направлялись по большей части в сырьевой сектор. Сегодня государственные мужи вдруг спохватились и решили по ходу скорректировать заданный ранее курс. Государство, по словам председателя Национального банка Анвара Сайденова, начинает принимать меры, "которые сдерживают и предотвращают те негативные последствия, которые связаны как с кредитованием экономики, так и с притоком капитала". Они делятся на три группы: направленные на смягчение последствий от капитала, который уже пришел в нашу страну; направленные на ограничение притока капитала в будущем; направленные на создание условий для оттока избыточного капитала. Только сейчас вдруг выясняется, что некоторым инвесторам, оказывается, предоставлялись необоснованные льготы. Поэтому Зейнулла Какимжанов считает, что иностранным инвесторам, работающим в республике, целесообразно отказаться от ранее полученных налоговых льгот. "Президент сказал: мы не будем пересматривать контракты в одностороннем порядке. Последняя часть фразы ключевая. Но, чтобы убедить инвестора принять наши аргументы, нужен хороший профессиональный разговор. И поверьте, это реально достижимо". Так что, хотя бы и задним умом, но мы все же умны.

И пока в правительстве рассуждают, есть перегрев или нет, председатель правления Национального банка РК Григорий Марченко очень по-нашему резюмировал полемику: "Согласно стратегии развития республики, несколько лет мы можем продолжать обеспечивать рост экономики за счет инвестиций, которые идут в нефтегазовый и горно-металлургический сектор, а также опережающего развития финансового сектора. Проблемы начнутся с 2021 года, когда в страну будет поступать до 120 млрд долларов из нефтяного сектора. Как такие объемы переваривать - это вопрос", - констатировал г-н Марченко, но успокоил, что "на каждом этапе приходится решать свои вопросы". Так что сегодня рано говорить о проблемах, которые пока не свались на нашу голову. Подождем, когда они реально грянут, и подумаем, что с ними делать.