С
ловения, председательствовавшая в этом году в ОБСЕ на ротационной основе, - одно из самых маленьких государств в Европе. Благодаря председательствованию в ОБСЕ в этом году, которое обошлось бюджету страны более чем в 10 млн евро, о Словении, население которой составляет около двух миллионов жителей, узнала вся Европа.
Страна имеет исключительно выгодное географическое положение, особенно с точки зрения развития туризма, ибо расположена между величественными Альпами и Средиземным морем. Горнолыжные спуски от пляжей отделяют всего несколько часов пути.
Многие путают Словению и Словакию. И на то иногда бывают веские причины - к примеру, в визе, полученной в Посольстве Словакии, написано: "Respublico Slovensko".
Словения чем-то напоминает Казахстан - также входила в состав единой страны (Югославия) на Балканах, но, в отличие от своих неспокойных соседей, сохранила мир и стабильность. И как результат - самый высокий уровень жизни в регионе (ВВП на душу населения примерно 18 тыс. долларов). Любляна, как и наша южная столица, находится в предгорных районах. Словенская столица не может не понравиться - чистые улицы, цветы на балконах, подоконниках домов, чистая вода горных рек, кафе со столиками на улице, вечером заполненные народом, церкви на каждом холме, доброжелательные люди, водители, останавливающиеся перед переходящими улицу пешеходами.
Плюсы и минусы саммита
Вот в этой умиротворенной атмосфере и прошла встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. И накал переговоров зачастую не соответствовал спокойствию за окнами зала заседания.
Важнейшим итогом встречи в Любляне стало согласование плана работы по совершенствованию практики наблюдения за выборами. К примеру, министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что эта работа будет осуществляться в рамках ОБСЕ и БДИПЧ и российская сторона это решение приветствует. "Мы рассчитываем, что под бельгийским представительством на следующий год будут прояснены все оставшиеся вопросы, чтобы сделать эту деятельность эффективной и транспарентной", - выразил надежду российский дипломат.
Он добавил, что не видит ничего страшного в том, что по итогам заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ не была принята политическая декларация. "Ну и что с того, что эта декларация не принята? - сказал министр. - Это третий год, когда декларация не принимается. Она ничего конкретного не заключала в себе. По Молдове некоторые делегации пытались превратить декларацию в некий "оселок" для деятельности ОБСЕ. Наверное, это была попытка сорвать работу ОБСЕ по всем основным вопросам.
В свою очередь, глава американской делегации, зам госсекретаря США Николас Бернс отметил, что стороны не хотят "разменивать принципы на документ, так как эти принципы гораздо более важны, чем министерская декларация. Принципов надо придерживаться, тогда как министерская декларация пропадает, как только вы напишете о ней в своих статьях", - заявил г-н Бернс представителям СМИ на итоговой пресс-конференции.
Вопрос отнюдь не праздный. Перед началом заседания одна из словенских газет не без основания опубликовала шарж под символическим названием "Выработка единого подхода" с узнаваемыми тремя фигурами - бурого медведя, символизирующего Россию, огромного размера орла (соответственно, Америка) и между ними крошечную фигуру действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Словении Димитрия Рупеля. Хотя в жизни Рупель человек далеко не маленького, можно сказать баскетбольного, роста.
Камнем же преткновения заседания Люблянской встречи стал вопрос вокруг приднестровского конфликта. Впрочем, и по некоторым другим вопросам повестки дня не было единства мнений. Похоже, число "тринадцать" обернулось невезением, которое традиционно приписывается этому числу.
Место встреч и дискуссий
Подобные форумы весьма полезны, так как в рамках мероприятия есть благоприятная возможность провести двусторонние встречи и обсудить текущие задачи сторон. Не стало исключением и нынешнее заведение, где наш министр иностранных дел за два дня провел 18 двусторонних встреч со своими зарубежными коллегами.
Следующий председатель ОБСЕ - Словения в 2006 году передает эстафету Бельгии - Карл де Гухт проявил интерес к деятельности СВМДА и предложил в следующем году провести диалог между ОБСЕ и СВМДА. Кроме того, Касымжомарт Токаев провел переговоры с Николосом Бернсом. Стороны обменялись мнениями о деятельности ОБСЕ и развитии казахстанско-американских отношений. Американский дипломат согласился с мнением г-на Токаева о важности центральноазиатского направления в деятельности ОБСЕ и отметил лидирующую позицию Казахстана в регионе как ответственного и активного участника ОБСЕ. По мнению г-на Бернса, в области внешней политики "Казахстан демонстрирует впечатляющие результаты, сумев выстроить отношения активного сотрудничества и тесного партнерства одновременно с Россией, Китаем и США". По словам американского дипломата, США искренне заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества с Казахстаном и рассматривают нашу страну в качестве стратегического партнера в Центральной Азии.
Реформа ОБСЕ: казахстанское видение
С момента подписания Хельсинского Акта, то есть за тридцать лет своего существования, ОБСЕ значительно расширила свои географические границы. К примеру, лет двадцать назад трудно было представить, что председательствовать в организации будет Словения - в то время такой страны еще не было.
Сегодня Европа четко определилась со своими организационными приоритетами: ЕС занимается экономикой, НАТО - военными аспектами, ОБСЕ - так называемым человеческим измерением, хотя в мандате этой организации существуют три корзины - это социально-экономическое звено, безопасность, а затем уже человеческое измерение.
По мнению официальной Астаны, в своей деятельности ОБСЕ должна придерживаться баланса между тремя измерениями, закрепленными в мандате этой организации. "Давайте сделаем так, чтобы эти три корзины были заполнены равномерно. Нельзя переполнять одну корзину сверх меры, а две другие оставлять полупустыми, то есть не надо заниматься только человеческим измерением или наблюдением за выборными процессами в постсоветских странах, включая Казахстан", - не раз отмечал Касымжомарт Токаев.
Между тем наши оппоненты отвечают, что чем больше демократии, чем больше внимания человеческому измерению, тем больше сотрудничества, тем больше безопасности. В принципе, с этим в определенной степени можно согласиться. Но трагедия 11 сентября в Америке и последовавшие за ней события в Мадриде, Лондоне, Аммане показали, что безопасность - это само по себе важное измерение, которому необходимо уделять пристальное внимание.
В этой связи министр отметил наличие серьезных угроз и проблем в регионе Центральной Азии, которые должны рассматриваться ОБСЕ в качестве приоритетных, в их числе - религиозный экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция, торговля людьми и незаконная торговля оружием. По мнению Касымжомарта Токаева, все эти проблемы должны решаться в комплексе, поскольку без их решения невозможно говорить о продвижении демократии в Центральной Азии.
Естественно, не была обойдена на переговорах и тема президентских выборов в Казахстане, тем более что миссия ОБСЕ весьма негативно оценила их итоги. По словам г-на Токаева, подобные негативные оценки стали результатом так называемого технического подхода БДИПЧ к результатам выборов "без учета исторического контекста демократического развития нашей страны", что сразу же нашло свое отражение на страницах словенских СМИ. Он также заявил, что Казахстан не собирается драматизировать оценки БДИПЧ, но они, по сути, являются предвзятыми и поэтому породили сомнения в нашей стране в отношении этой организации и ее способности оправдывать ожидания людей относительно самой возможности проведения честного и равноправного диалога с ОБСЕ.
Вместо эпилога
Уже на следующий день после завершения форума при вылете из Любляны моим соседом в самолете оказался мой старый приятель Матей Марн - руководитель подразделения ЕС словенского МИДа, который не раз бывал в Казахстане. Поговорив на дежурные темы, откровенно спросил его о наших шансах на 2009 год.
"Если говорить о том, что масштаб ОБСЕ сегодня работает от Ванкувера до Владивостока, то Казахстан - это самый подходящий вариант, - ответил мой собеседник. - Ваша заявка о председательствовании в ОБСЕ в 2009 году говорит о реальной трансформации ОБСЕ и превращении этой организации в евразийскую". Между тем он подчеркнул, что для этого необходимо довольно приличное финансирование. Как говорилось выше, такое "удовольствие" обошлось Словении в 10 миллионов евро.