Новые правила "большой игры"

26 декабря 2005, 00:00

Индия начинает активные экономические и политические действия в Центральной Азии. Этот игрок может серьезно повлиять на существующий баланс сил в этом регионе

Геополитическое понятие "большая игра в Центральной Азии" традиционно рассматривает столкновение интересов России и Запада с доминирующей долей участия США. Однако последние события, например, приобретение China National Petroleum Company осенью 2005 года крупной канадской компании PetroKazakhstan, рост сотрудничества Китая с Узбекистаном и Киргизией, заставляют посмотреть на расстановку сил между державами по-иному. Крупные азиатские страны становятся серьезными игроками в Центральной Азии. Немецкий политолог Лутц Клевеман считает, что это свидетельствует о начале новой большой игры в регионе, замешанной на нефти и крови.

Нефтяные пятна Китая и Индии

Чем больше страна, тем больше ее амбиции на господство, а также и потребности в ресурсах, которые бы реализовывали такие цели. О буме китайской экономики знает не понаслышке вся планета, что очень беспокоит признанных лидеров экономического развития.

Китайская экономика стремительно растет. Недалеко то время, когда она перегонит США, заверяют зарубежные эксперты. Однако у Китая есть очень близкий сосед, который не менее настойчиво стремится вырваться в число передовых представителей мирового экономического могущества. Именно поэтому в сделке по PetroKazakhstan Индия была главным конкурентом Китая и следующим претендентом на владение нефтяной компании в Казахстане. Потребность Индии в нефти оценивается в 274 миллиона баррелей в течение последующих 20 лет, и владение PetroKazakhstan, запасы которой составляют 340 миллионов баррелей, позволило бы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности страны.

Интересно, что Китай и Индия - две страны, которые, решив активизировать свою внешнеполитическую и экономическую деятельность в Центральной Азии, предпочитают не называть себя конкурентами. Типичный пример международной дипломатии. Так, министр энергетики Индии Мани Шанкар Аяр, будучи единственным иностранным министром на выставке KIOGE 2005 в Казахстане, выразил веру в "человеческий гений", который исправит "несправедливость" ландшафта - Гималаев, отделяющих Индию от Центральной Азии. По его словам, транспортный путь может обеспечить расцвет индийско-казахстанских торговых и экономических связей, особенно в сфере природных ресурсов. "Поверьте, Индия уже здесь, и она займет свое место в сырьевом секторе. Индия не воспринимает как своих конкурентов другие страны, которые уже работают по данным направлениям", - сказал индийский министр.

Западные аналитики, отслеживающие внешнеэкономические отношения Китая, говорят, что Китай придерживается политики, которую проповедовали страны Европы, Франция или Италия, в 50-е и 60-е годы. Создавая государственные нефтяные компании (Elf во Франции, ENI в Италии), эти страны планировали обеспечить себя стабильными поставками нефти, разрушив при этом квазимонополию американских и британских нефтяных компаний, таких как BP, Shell, Exxon и т.д. Аналитики усматривают в покупке китайцами компании PetroKazakhstan ту же аналогию. Цель приобретения компании заключалась не в оптимизации прибыли компании для акционеров, но в обеспечении всей китайской экономики энергоресурсами.

Потребность в нефти выливается в политическую вовлеченность. Ибо политическая подоплека есть следствие спроса на нефть, а не наоборот, подчеркивают западные эксперты.

Китай и Россия - полезная дружба

В случае с Китаем нужно заметить следующее: географическое положение благоприятно сказывается на планах Поднебесной обеспечить себя нефтью из Казахстана. Центральная Азия соседствует с Китаем, и эти страны исторически независимы от влияния США и Великобритании и их нефтяных гигантов. Однако Центральная Азия не страдает от недостатка внимания к своим ресурсам, так как Китай и Россия, а в последнее время и Индия, очень заинтересованы в них. И как Китай не одобрил бы распространяющегося влияния России на бывшие постсоветские республики, так и Россия не приветствует то, что бывшие советские республики могут "попасть в руки" Китая.

Таким образом, отношения между Китаем и Россией в регионе регулируются этим сдерживающим фактором, не позволяющим бесцеремонно вмешиваться в происходящие в Центральной Азии процессы и распоряжаться ее ресурсами. Полное единодушие России и Китая в вопросе отстранения США от активности в регионе только укрепляет этот фактор. Для того чтобы сбалансировать влияние США, Россия и Китай стали искать новых партнеров в регионе, и осенью 2005 года в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве наблюдателей вошли Иран, Пакистан и Индия. Одним из главных итогов заседания ШОС стало требование о выводе американских военных подразделений из региона.

Границы размыты

После присвоения Индии статуса наблюдателя в ШОС встает вопрос о том, что Китай и Индия, находясь в одной организации с идентичными планами относительно Центральной Азии, могут чувствовать себя немного стесненно. Но эти два азиатских гиганта не принимают во внимание общие задачи своей внешней политики в регионе, а концентрируются на выработке тактики в достижении лидерства и контроля за ресурсами Центральной Азии. Каждая из них ищет сильного союзника для продвижения своей политики в регионе. Так, Индия заручилась поддержкой Америки и получает разрешение на развитие ядерной промышленности и приобретение вооружения из России. Но США блокируют подобные сделки Китая, даже если они одобрены Европейским союзом.

Зато Китай выстраивает хорошие отношения с Ираном, в котором он видит выгодного партнера для вытеснения США из Центральной Азии. У Ирана есть главное преимущество: эта ближневосточная страна богата нефтяными запасами. В прошлом Япония стремилась угодить Тегерану, однако из-за длительного кризиса по ядерной программе Ирана она отказывается поддерживать иранскую политику, так как очень тесно связана экономическими договорами с Америкой. Отношения же между Пекином и Вашингтоном далеки от дружеских, поэтому репутация Китая от проиранской позиции не пострадает.

На фоне складывающихся международных отношений ясно, что вокруг Каспийского региона и Центральной Азии разворачивается новое театральное действо, ставящее своей целью изменить геополитический баланс. Ситуация очень запутана, так как границы двух блоков под предводительством США, с одной стороны, и России и Китая, с другой, слишком размыты. Каждый союзник пытается перетянуть партнеров из другого лагеря для достижения своих интересов.

В этой большой игре Индия выступает в качестве нового серьезного конкурента в регионе. Если Китай уже знает, в какой степени нужно способствовать укреплению влияния России в Центральной Азии, чтобы выигрывать тендеры на приобретение компаний, строительство нефтепроводов etc, то Индия еще только мечтает о подобных проектах.

Не признаваться в соперничестве

Коллеги из российского "Эксперта" уже писали о том, что на постсоветском пространстве Индию все еще продолжают считать слаборазвитой страной. В реальности Индию отличает от Китая тот факт, что это практически единственная страна третьего мира, экономический успех которой обеспечивается не за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевизны рабочей силы, а использования ее интеллектуального потенциала. По прогнозу инвестбанка Goldman Sachs, к 2050 году Индия займет третье место в мире по ВВП и войдет в десятку стран-лидеров по индексу ВВП на душу населения. Таким образом, сделав ставку на развитие хайтека и образования, Индия получает первые плоды от выбранной стратегии развития и претензий на лидерство. Кроме того, в этой стране очень хорошо работают правила капиталистического ведения бизнеса, заимствованные со времен английских колонизаторов.

Роль постсоветских стран, где особое место занимает Центральная Азия, для Южной Азии растет с каждым новым политическим событием и экономическим явлением. Малайзия на правах председателя АСЕАН пригласила президента России Владимира Путина для того, чтобы он выступил с приветственной речью в адрес первого Восточноазиатского саммита, проходившего в Куала-Лумпуре в середине декабря.

Огромные размеры Китая и его растущая экономика придали стране еще больший вес в рамках АСЕАН, и Поднебесная не намерена делить свою прибыль с Индией, которая продвигает инициативу форсированной интеграции для совершенствования системы экспорта, особенно информационной индустрии.

Несмотря на это, Индия, пересмотрев многие принципы своей дипломатии, наладив добрососедские отношения с Пакистаном и Китаем, планирует двигаться в своем внешнеполитическом курсе в отношении Китая следующим образом: "не поддаваться на провокации по поводу опасности со стороны Китая, не поддерживать сепаратистских тенденций Тибета и Тайваня, не препятствовать развитию китайско-пакистанского стратегического партнерства, не сближаться с США и Японией в противовес Китаю, не видеть себя равной Китаю в качестве экономической и ядерной державы", - считает эксперт по вопросам Азии Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Оксана Должикова. В среднесрочной перспективе Индия постарается избежать активного вовлечения в коалиции с Китаем или Россией против США, и наоборот. Однако будущее Южной Азии и взаимоотношения с Центральной Азией будут напрямую зависеть от трансформации устаревших систем и самого понятия соперничества, а также концепции конкурентной безопасности в концепцию коллективной безопасности, в связи с чем ожидается повышение роли Индии как наиболее крупной региональной державы в дальнейшем взаимодействии с Китаем.