В середине января мировое сообщество обсуждало политический кризис в Монголии, которая до этого крайне редко попадала на новостные ленты информагентств. И лишь сейчас эксперты обратили внимание на ее выгодное географическое положение – между Россией и Китаем. Поэтому Монголия в обозримом будущем может стать новой ареной столкновения геополитических интересов США, России и КНР.
Массовые беспорядки в Улан-Баторе начались после раскола в правительстве. В Монголии действует коалиционное правительство, состоящее из представителей двух наиболее крупных партий – Демократической партии (ДП) и Народно-революционной партии (НРП), бывшей Коммунистической партии Монголии. В начале января председатель НРП Мьегомбо Энхболд призвал премьер-министра страны Цахиа Элбедоржа уйти в отставку. По версии Энхболда, «у действующего правительства не слишком получается справиться с проблемами монгольского общества, такими как бедность, безработица и коррупция». Премьер-министр уйти в отставку отказался, после чего 10 из 18 министров, представляющие НРП, заявили о выходе из состава правительства, и оно, согласно Конституции, стало нелегитимным.
Около 1,5 тысяч сторонников Демократической партии в ответ захватили штаб-квартиру НРП, расположенную на центральной площади Улан-Батора. Партийцы к моменту захвата успели свой офис покинуть, поэтому обошлось без жертв. Здание несколько часов находилось под контролем захватчиков. Это стало первым прецедентом силового противостояния представителей двух политических элит в Монголии с начала 90-х годов. И дальнейшее развитие ситуации пока трудно предсказать. Представители НРП предложили создать новое правительство национальной солидарности, однако члены ДП отказываются признавать отставку кабинета министров.