Модернизация системы

Дмитрий Глумсков
23 января 2006, 00:00

Принятие закона о местном самоуправлении, завершение работы над программой политической модернизации, возможные конфликты в правящей элите и дебаты о дальнейшей судьбе отечественной оппозиции. Эти четыре события обещают сделать политическую жизнь страны крайне интересной

Те, кто ожидал тихого и скучного года после совершенно потрясающего с точки зрения политических эмоций 2005 года (одни президентские выборы, при всей своей предсказуемости, чего стоят), могут быть разочарованы. Год наступивший обещает быть не менее интересным, так как именно сейчас Нурсултан Назарбаев должен приступить к реализации давно анонсированных проектов, прежде всего в политической сфере. В своих довыборных выступлениях он не раз обозначал основные политические ориентиры, а в феврале прошлого года в своем послании к народу эти ориентиры конкретизировал. Установил, так сказать, границы, хоть и не очень широкие, до которых власть готова идти в вопросах демократизации общества. По мнению политологов, в ближайшие годы экономика все же будет первичной, а политика – вторичной.

У правящей элиты присутствует довлеющий фактор – корректировки в действующий курс необходимо внести прежде всего из-за амбициозной заявки на председательство в ОБСЕ. Несмотря на достаточно рекламный имидж подобной заявки, она накладывает определенные политические обязательства на Казахстан. И в этом году официальной Астане придется предложить четкую программу политического реформирования. Президент обозначил время, к которому она должна быть подготовлена – лето текущего года. Возникает логичный вопрос – в каких сферах политической жизни могут произойти изменения?

Конфликты не исчерпаны

«После триумфальной победы Нурсултана Назарбаева на прошедших президентских выборах некоторые аналитики поспешили заявить, что в новом году внутриполитическая ситуация в стране будет оставаться спокойной и стабильной. Однако поражение оппозиции на последних выборах не означает, что конфликтные вопросы в обществе и элите исчерпаны», – считает политолог Ерлан Карин. По его мнению, весь 2005 год, несмотря на событийную насыщенность, прошел, как оказывается в итоге, в пустых и ненужных спорах. Эксперты дискутировали вокруг даты проведения президентских выборов, затем пытались отгадать, сколько процентов получат претенденты на президентское кресло, наивно полемизировали относительно того, есть ли предпосылки в стране для свершения очередной «цветочной революции». При этом многие действительно спорные темы оказались затушеванными. Дискуссии вокруг многих реальных проблем были отложены и перенесены на следующий год, чтобы они не накладывались на предвыборную тематику. Так что по-настоящему дискуссионным, а следовательно, конфликтным будет именно 2006 год.

На различных форумах президент уже обозначил основные положения – выборность акимов, расширение состава парламента и его полномочий, в частности усиление контроля за исполнительной властью, а также реальное участие в формировании правительства, усиление полномочий местной представительной власти, реформа судебной системы. Временные границы подготовки подробного плана модернизации определить сложно, хотя сам г-н Назарбаев в качестве окончательной даты оптимистично называет июнь 2006 года. Еще более сложно определить, когда разработанные рекомендации воплотятся в жизнь. Понятно, что, начав работать лишь летом 2006 года, реально внятные и в хорошем смысле слова проработанные, а не принятые для галочки варианты законопроектов, а также поправок в конституцию рабочая группа сможет предложить не раньше конца 2006 – начала 2007 года. Более того, разработчики программы вряд ли будут ограничены конкретными сроками, поэтому темп их работы будет зависеть от тактики, которую изберет власть.

Президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) Сабит Жусупов считает, что страна стоит на серьезном историческом изломе.

Начало нового этапа

Президент Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) Сабит Жусупов считает, что страна стоит на серьезном историческом изломе. «С 1986 по 2005 год Казахстан проходил первый, огромный по временным меркам этап развития», – говорит г-н Жусупов. – Этап вхождения страны в рыночную экономику завершен, мировым сообществом нам присвоен соответствующий статус. Сейчас второй этап, когда мы должны провести качественную политическую модернизацию, чтобы иметь нормальную управленческую надстройку».

Сабит Жусупов говорит о двух вариантах модернизации политической системы. Первый – вариант «догоняющей» модернизации, когда все шаги калькируются из опыта подобных изменений в других странах. Второй вариант президент КИСЭП называет вариантом «инновационной модернизации». Он интересен тем, что зная и понимая механизмы «догоняющей» модернизации, зная и понимая опыт разных стран, которые этой дорогой проходили, Казахстан также учитывает собственную специфику развития. И этот вариант в случае его реализации может стать «оригинальной версией» казахстанской модернизации.

Уйти в низы

Казахстанский парламент уже обсуждает законопроект о местном самоуправлении (МСУ), и его принятие/непринятие обещает стать одной из топовых новостей политического года. В принципе, законопроект у депутатов может пробыть сколь угодно долго. Тем более что прецеденты были: жилищный закон рассматривался около 2 лет, о легализации имущества – немногим меньше. Кроме того, правительство (читай: администрация президента) может на любой стадии рассмотрения отозвать документ.

Отсутствие реальной системы местного самоуправления тормозит не только политическое, но и экономическое развитие страны, а также делает крайне уязвимой всю структуру казахстанской государственности, которая сейчас крайне неустойчива. «Режим «сверхпрезидентского» правления тиражирует аналоги на более низких уровнях», – говорит Сабит Жусупов. Понятно, что подобная система крайне неустойчива, и та же оппозиция права, когда критикует такое состояние, даже не потому что во главе государства Нурсултан Назарбаев, а потому, что от этого напрямую зависит безопасность страны (а ну как что-то произойдет). Страны развитой демократии именно из-за того могут гордиться безболезненной сменяемостью высшей власти, что она опирается на мощную структуру местного самоуправления. С точки зрения западного обывателя (да уже и российского, хотя в меньшей степени) принципиально важно, кто будет мэром той местности, в которой он проживает. Поскольку именно местная власть обеспечивает и отвечает за социальные гарантии (образование, медицина), а также уровень жизни (безопасность, инфраструктура). То есть именно на местном уровне завязаны его основные жизненные и меркантильные интересы. Верховная власть тоже важна, но это вопрос больше теоретический. Вряд ли средний американец сумеет внятно объяснить, в чем принципиальная разница между позициями Альберта Гора и Джорджа Буша, кроме вопросов, касающихся Ирака.

Каким будет закон о местном самоуправлении, сказать пока сложно. Внесенный правительством в парламент проект, на наш взгляд, не выдерживает критики. Прежде всего потому, что он крайне расплывчат и декларативен. Но ведь этот закон должен заложить основы казахстанской демократической государственности (особенно учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения). По масштабу это задача не менее, а даже более грандиозная, чем, к примеру, удвоение или утроение ВВП. По сути, закон о МСУ является базовым документом, который должен определить полномочия практически всех органов власти, их ответственность.

И снова выборы

Закон о местном самоуправлении важен еще и потому, что в этом году пройдут выборы депутатов маслихатов, и именно в этом документе должны быть прописаны их права и полномочия. Более того, именно от него будет зависеть одобрение выборности местных акимов и по какому сценарию они пройдут – прямые выборы, косвенные через маслихат или «имитационные» казахстанские, когда только вышестоящий аким вносит в маслихат кандидатуры на альтернативной основе. Отсюда вытекает цена предстоящих выборов в маслихаты. Правда, для оппозиции они ценны в любом случае. Именно выборы в маслихат, по идее, должны стать для оппозиционеров очередным началом похода во власть, то есть в парламент.

Нурсултан Назарбаев остался один на один с собственным окружением, с кланами, которые будут требовать от него особых привилегий за поддержку во время выборов, считает Ерлан Карин

Есть еще один немаловажный фактор. Хорошо работающая выборная система местного самоуправления дает возможность высшей власти создавать кадровый резерв. Взять пример соседней России – достаточно много политиков, начинавших на местном уровне, стали фигурами федерального масштаба. Последний пример – назначение губернатора Тюменской области Сергея Собянина главой администрации Владимира Путина. Элита при такой системе постоянно обновляется, причем естественным путем: кто доказал, что умеет работать, имеет шанс, вне зависимости от разных тонкостей. Для Казахстана это крайне актуально. Давайте взглянем на казахстанский истеблишмент, много ли новых имен мы узнали за последние пять лет? Даже оппозиция – это фактически отколовшаяся часть власти, где тоже нет новых имен. А это отсутствие новых идей, управленческих ноу-хау, словом, застой.

«Механизм выборности акимов низовых уровней до 2007 года должен быть окончательно отработан. Скорей всего, правительству придется приступить к разработке государственной программы развития местного самоуправления, – считает политолог Досым Сатпаев. – То, в каком виде сейчас это самоуправление существует, весьма далеко от той эффективной модели, которая действует в других странах. То есть речь идет о реальной децентрализации власти. Это может означать активизацию политических сил на региональном уровне. И многие электоральные политики, особенно оппозиционного толка, уйдут «в народ».

То ли она есть, то ли ее не будет

Впрочем, мнения о судьбе оппозиции крайне противоречивы. Эксперты признают, что оппозиция для действующей политической системы крайне необходима в качестве противовеса, мешающего правящим кругам принимать необдуманные решения. Вот только нынешний состав оппозиции занят скорее борьбой за власть, нежели претворением идей процветающего Казахстана. Сабит Жусупов считает, что будущее оппозиции во многом будет зависеть от того, какие уроки она извлечет из провального прошлого года. «В 2004 году партия «Ак жол» блестяще продемонстрировала умение завоевывать популярность электората своими конструктивными программами. Если оппоненты действующей власти возьмут на вооружение подобные методы, у нее есть будущее. Радикализация же оппозиции успеха в Казахстане иметь не будет», – говорит он.

По мнению политолога Досыма Сатпаева, наступивший год должен стать определяющим и для оппозиции, которая должна извлечь уроки из победы Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и более логично выстраивать свою тактику и стратегию развития.

Уже анонсировано сообщение о двух новых партийных проектах: «Менын Казахстаным» и «Табигат». Ерлан Карин полагает, что в Астане попытаются реформировать существующие пропрезидентские партии, правда, через укрупнение, что тоже займет некоторое время. Аналогичные процессы будут происходить и в оппозиционном лагере, но в отличие от пропрезидентского лагеря эти процессы будут естественными. Возможно еще одно дробление оппозиционного движения на умеренные и радикальные крылья. Освобождение Галымжана Жакиянова только ускорит эти процессы.

Досым Сатпаев также считает, что серьезных изменений в партийном поле в этом году не будет, особенно в пропрезидентском. По его мнению, будет расти конкуренция не только между партиями, но и между партийными блоками. Усилится процесс создания политических межпартийных альянсов, в том числе и оппозиционной направленности.

«На данный момент у власти есть возможность реализации двух подходов в отношении дальнейшего будущего оппозиции, – утверждает г-н Сатпаев. – Некоторые представители команды Нурсултана Назарбаева, назовем их «голуби», считают, что оппозицию нельзя исключать из политической жизни, она должна активно участвовать во всех демократических процессах. Не нужно забывать, что угроза раскола оппозиции достаточно велика, и некоторые оппозиционеры хотят вернуться во власть. Их активное участие в Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества может этому поспособствовать. Другая группа, «ястребы», категорически отрицают возможность участия оппозиции в политической жизни, отодвигая ее на задворки».

По Сатпаеву, к лету мы сможем точно увидеть, какую тактику изберет действующая власть в отношении своих оппонентов. Этот год должен стать определяющим и для оппозиции, которая должна извлечь уроки из победы Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и более логично выстраивать свою тактику и стратегию развития.

Межэлитные разборки

После 4 декабря 2005 года, нанеся сокрушительное поражение оппозиции, Нурсултан Назарбаев остался один на один с собственным окружением, с кланами, которые будут требовать от него особых привилегий за поддержку во время выборов, считает Ерлан Карин. Именно в этом и состоит опасность триумфальной победы, в которой растворяются усилия и вклад каждого члена. Понятно, что г-н Назарбаев не сможет всем угодить во время раздачи постов и кресел, поэтому сразу же после его первых решений недовольных в президентском окружении станет если не больше, то не меньше, чем до выборов. А это значит, что конкуренция и соперничество между внутриэлитными группировками будут снова нарастать, что периодически будет опять приводить к маленьким стрессам в политической системе. Тем более что большинство элитных группировок, как считает Карин, в прошлом году не раз откладывали выяснение отношений между собой на поствыборный период, то есть на нынешний год.

Изменения в системе государственной власти и публичном пространстве будут происходить параллельно, правда, первые два-три месяца в Астане все будут заняты перетягиванием одеяла. Кадровые перестановки могут затянуться. Это может привести к тому, что на некоторое время будет потерян контроль над теми процессами, которые происходят в партийно-политическом пространстве. Однако изменения, которые будут происходить в партийном поле, очень важны тем, что после президентских выборов страна, завершив один избирательный цикл, сразу же вступает в новый. Перед властью и оппозицией появляется новая цель – парламентские выборы в 2009 году, которые будут иметь более принципиальное значение, чем прошедшие президентские выборы. «Астана, скажем так, должна будет отстоять чемпионский титул, а оппозиции предоставляется возможность избавиться от вечного ярлыка «клуба неудачников». Вполне возможно, что в Астане могут пойти на довыборы в парламент уже в этом году, пока политические акции пропрезидентских партий остаются высокими», – говорит Ерлан Карин.

Тем не менее власти в этом году должны больше сосредоточиться именно на вопросах проведения политических реформ, а не отвлекаться, как в предыдущие годы на противостояние с оппозицией. Возникает необходимость создания новых механизмов взаимодействия государства и общества, государства и бизнеса. Не решив фундаментальные вопросы развития политической системы и национальной экономики, власти могут обострить имеющиеся проблемы. В Астане должны воспользоваться недолгим тайм-аутом для структурных изменений, иначе когда в скором времени все политические субъекты вступят в новый избирательный цикл, достижение компромисса станет невозможным. В этом и состоит важность нынешнего года, так как именно сейчас могут быть заложены основы успехов не только ближайших двух-трех лет, но и более длительного периода.           

В подготовке материалов принимал участия Александр Константинов