– Несмотря на множество усилий, рынок акций до сих пор не заработал. В чем причина этого явления, и возможно ли вообще его «запустить»?
– Когда десять лет назад мы запускали программу «Голубые фишки», то предполагали, что инвесторами выступят прежде всего иностранцы, так как у внутренних инвесторов не было денег. Сегодня деньги в стране есть, а программа до сих пор не работает. Одна из причин – давление интересов различных групп и лиц. Хотя можно программу и реанимировать, для чего нужна лишь политическая воля.
Рынок акций запустить можно, однако усилий одного агентства недостаточно. Сейчас на финансовом рынке превалирует успокоенность: все хорошо. И чиновники переключили внимание на развитие других секторов экономики, что тоже хорошо. Однако финансы нужно развивать и дальше. Зерно проблемы следует искать глубже, у нас нет культуры на рынке ценных бумаг. Чтобы ее воспитать, нужно уже с детского сада давать основы фондового рынка и развивать их в школьных и университетских программах.
– В программе по развитию рынка ценных бумаг из года в год присутствует пункт о популяризации рынка ценных бумаг среди населения, введение обучающих программ. Кто должен двигать популяризацию рынка ценных бумаг?
– Руководство агентства, видимо, считает, что это не относится к его компетенции. Возможно, у агентства не хватает технических и людских ресурсов для решения этого вопроса. Должна быть совместная программа с Министерством образования.
– Понятно, что отдельным компаниям «двигать бизнес» экономически сложно, да и невыгодно, так как рекламу будут оплачивать единицы, а получать клиентов – весь рынок. Обычно решение таких вопросов берут на себя саморегулируемые организации (СРО). Насколько этот ресурс эффективно используется нашим рынком?
– Роль СРО в развитии рынка огромна, однако сегодня никто не вспоминает о том, что можно подключить этот ресурс. СРО брокеров и дилеров до сих пор нет, хотя норму закона о ее обязательности никто не отменял. Новым компаниям, появляющимся на рынке, АФН выдает лицензию без согласования с СРО, нарушая тем самым закон «О рынке ценных бумаг». Хотя мы с такими неимоверными усилиями ввели эту норму. Мое личное мнение, что новые люди, пришедшие как на рынок, так и на работу в агентство, не придают значения этому институту, хотя это самый эффективный помощник. Создалось впечатление, что АФН работает в вакууме, закрывшись в своей «скорлупе», не видя реальных и явных потенциальных помощников в лице участников рынка, воспринимая всех чуть ли не своими врагами. Мы – по эту сторону барьера, вы – там. В результате получается как в знаменитой басне Крылова про лебедя, рака и щуку. А всем вместе столько можно было сделать за это время! Ведь у всех – и у регуляторов, и у участников рынка цель в конечном итоге одна – повышение благосостояния народа и процветание нашей страны, движение вперед. И достичь этой цели можно только совместными усилиями, а не перетягиванием одеяла каждого на себя!
– Для эффективного развития любого сегмента рынка необходимы программы развития. Насколько сегодня отечественный фондовый рынок имеет хорошую методическую основу?
– К сожалению, у нас отсутствуют независимые и государственные структуры, которые бы взяли на себя анализ текущей рыночной ситуации, изучение имеющихся перекосов и рекомендации по их устранению. Сегодняшняя практика такова, что кто регулирует рынок, тот и проводит мониторинг его развития. Нет центра, который бы собирал «светлые головы», а бюрократический аппарат тяжело двигается вперед, практически инертен. Наше слабое место в том, что мы не можем реально оценить сегодняшнюю ситуацию и критически оценить имеющиеся ошибки и недостатки. Не имея такого взгляда, нельзя ставить перед собой перспективные задачи, то есть долгосрочно планировать деятельность, а значит, и развиваться.
– А как вы оцениваете сегодняшнюю конкуренцию в рыночной среде?
– Рынок стремительно монополизируется. Совершенно неправильно, что у нас одна фондовая биржа. Мы стремимся активизировать акционерные общества к выходу на биржу, но их не устраивает ценовая политика KASE. Меняться биржа также не хочет: она монополист и ее устраивает нынешнее положение. Поэтому компании пошли на международные рынки. Наличие еще одной биржи способствовало бы возникновению ценовой конкуренции.
Что касается деятельности самой KASE, то она не использует рыночные возможности по развитию новых инструментов. Конечно, нормативная база для развития тех же производных инструментов достаточно сырая. Однако в последнем варианте закона «Об акционерных обществах» понятие «ценные бумаги» было заменено на «финансовые инструменты», перечень которых теоретически огромен, и торговлю ими как раз и надо развивать. Но биржа не хочет нарушать привычный и спокойный ритм деятельности. Если торговую площадку Регионального финансового центра создать отдельно от KASE, то она могла бы стать ее конкурентом. Банки и биржа застряли на одном месте. Брокеры еще вынуждены развиваться, их подталкивает пенсионная реформа. Но самосознания того, что нужно внедрять что-то, нет.
Сейчас идет процесс создания единого регистратора, что абсолютно не ко времени для нынешнего рынка. По сути, создается еще один монополист, по подобию фондовой биржи. В итоге все эмитенты будут обязаны перевести свои реестры туда. Под вопросом окажется сохранение коммерческой тайны. Сегодня центральный депозитарий тоже может запросить информацию у регистраторов и оперативно получить ответ. Непонятно, зачем ломать сложившуюся структуру рынка и делать это так поспешно.