Коридор становится тесным

Ирина Савельева
30 января 2006, 00:00

Хроническое превышение инфляции над прогнозами хотя и не кажется критичным для экономического планирования, но свидетельствует об ошибках на уровне принятия решений в социально-экономической политике или в механизме их реализации

Фактический уровень инфляции в Казахстане на протяжении последних трех лет превышает официальный прогноз Национального банка и правительства. 2005 год не стал исключением. По данным Агентства РК по статистике, инфляция в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004-го составила 7,6%, в то время как Нацбанк республики прогнозировал годовую инфляцию на уровне 5,2-6,9%, а Министерство экономики и бюджетного планирования в коридоре 5-7%.

В качестве основных причин выхода инфляции за прогнозный уровень фигурируют внешние факторы – высокие мировые цены на нефть и металлы (основа казахстанского экспорта), а также внутренние – социальные выплаты из бюджета, направленные на повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, рост цен на энергоносители,  услуги и плодоовощную продукцию.

Вместе с тем 2005 год ознаменовался высокими показателями социально-экономического развития. По предварительным данным Агентства РК по статистике, темпы роста ВВП в 2005 году составили 9,2%, объем инвестиций в основной капитал выросли почти на четверть, положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 9 млрд долларов.

Возникает вопрос: на фоне динамичного экономического роста так ли уж важно, что уровень инфляции выходит за прогнозные рамки? Важно. Во-первых, прогнозы государственных органов по основным показателям предполагают еще и наличие комплекса эффективных мер для достижения целевых показателей. Когда факты из года в год не совпадают с прогнозами,  это может говорить о наличии проблем с управлением экономикой. Во-вторых, фактором экономического роста в Казахстане, как и в случае с ростом инфляции, является благоприятная внешняя конъюнктура. Показатели внутреннего экономического развития, такие, например, как объем промышленного производства, гораздо скромнее – он вырос в 2005 году на 4,2%. Получается, что дело не столько в планировании, сколько в благоприятном или неблагоприятном стечении обстоятельств, мало зависящих от действий правительства. «Темпы развития страны действительно хорошие, но создается впечатление, что они достигнуты без участия правительства, – считает консультант по экономическим вопросам казахстанского Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. – Благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках в текущем году стала основным фактором развития экономики и обеспечения экономического роста. По нашей оценке, около 80% прироста ВВП достигнуто за счет сохранения высоких цен на нефть и другие сырьевые материалы.

Правительство, кстати, признает, что коренным образом влиять на экономическую ситуацию в стране оно не в силах. В объемном программном документе о среднесрочной фискальной политике на 2006–2008 годы, например,  после постановки амбициозных задач оговаривается, что их достижению могут помешать  колебания мировых товарных цен, валютных курсов и процентных ставок на мировых денежных рынках. Причем нежелательные последствия для экономики Казахстана могут быть вызваны в случае как низких, так и высоких цен на нефть. При снижении мировой цены на нефть ниже 19 долларов США за баррель добыча нефти на отдельных месторождениях с учетом затрат на транспортировку станет нерентабельной, что приведет к сокращению объемов добычи нефти и,  в конечном итоге, повлечет усиление инфляционных процессов и снижение доходов государственного бюджета.

При высоких мировых ценах на нефть (выше 40 долларов за баррель) будет оказываться значительное давление в сторону укрепления реального обменного курса тенге.

В результате значительного притока денежной наличности произойдет усиление монетарных факторов инфляции, – говорится в заключительном разделе Среднесрочной фискальной политики правительства Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы. Поэтому Казахстан более всего устраивает сценарий «средних цен», взятый государством за базовый при составлении концептуальных документов экономического развития, при котором внешняя конъюнктура заменит внутреннее регулирование. Другой вопрос в том, что мировой рынок не руководствуется пожеланиями казахстанского правительства. Поэтому как ни крути, а реализация главных макроэкономических целей лежит на государстве, а конкретно – на правительстве и Национальном банке.

Двойные стандарты

Некоторые эксперты указывают на то, что сейчас Казахстан находится в критической фазе, когда существует опасность отката и стагнации экономики даже на фоне благоприятной внешней конъюнктуры. Это может произойти, если на данном этапе не будет четко сформулированной и обоснованной государственной политики регулирования экономики, которая позволит закрепить экономический рост на траектории устойчивого развития. А такой политики, судя по всему, нет. Национальный банк, утверждают эксперты, последовательно формирует свою политику на неоклассических концепциях, выкладки которых содержатся в Основных направлениях среднесрочной  денежно-кредитной политики, и последовательно претворяет заявленные меры, в основном монетарного характера,  в жизнь. То есть политика – понятная и предсказуемая (другой вопрос, насколько эффективная),  вне всякого сомнения, присутствует. На какой теоретико-концептуальной основе строится политика правительства, сразу и не поймешь. Говорят, большинство правительственных программ ориентируется на использовании неокейнсианских подходов. Это когда вдруг приходят к выводу, что капиталистическая экономика нестабильна по своей природе («балансирующая на лезвии ножа»), и поэтому  условия, необходимые для равновесия или стабильности экономического роста, настолько строги, что вероятность их выполнения незначительна. То есть правительство предпочитает решать проблемы по мере их возникновения, и если они не решаются, то совершенно очевидно, что во всем виновата непредсказуемая капиталистическая экономика.

Вот и получается, что меры, которые предлагают правительство и Нацбанк, нередко противоречат друг другу, что может привести если не к экономическому и финансовому кризису, то к большим осложнениям в макроэкономической стабильности.

По новому кругу

Прогнозы международных экспертов говорят о том, что цены на нефть превысят 40 и даже 50 долларов за баррель, значит, базовым станет сценарий высоких, а не средних цен. Учитывая, что цены на нефть и другое сырье будут расти, а также социальную направленность расходной части бюджета и в дальнейшем, правительство пересмотрело максимальное значение прогноза инфляции на 2006 год с 6 до 7%. Профессиональные участники финансового рынка также склоняются к тому, что инфляция продолжит рост, но поднимают верхнюю границу коридора выше, чем правительство. «Мы предполагаем, что инфляция в 2006 году будет колебаться в пределах 6-7,5 % в годовом исчислении. Основной составляющей инфляции предположительно будет рост цен на энергоносители на мировых рынках, что не может не отразиться на внутренних ценах», – прогнозирует ведущий менеджер Управления рисков торговых операций Казкоммерцбанка Евгений Михайлов. Торможению инфляции, по его мнению, могут способствовать действия правительства страны, если оно будет регулировать объемы экспортируемой продукции и, соответственно, цены на энергоносители на внутреннем рынке. «Необходимо также отметить, что одним из монетарных методов сдерживания инфляции является укрепление курса национальной валюты (тенге) по отношению к доллару. Приток валютной выручки от сырьевого сектора на внутренний валютный рынок создает благоприятную атмосферу для укрепления тенге в 2006 году», – считает аналитик.

Чрезмерное укрепление национальной валюты будет способствовать росту инфляции, тем не менее правительство установило прогнозный курс на уровне 127 тенге за доллар.  «Утвержденный правительством бюджет отражает ревальвационные ожидания по курсу тенге. Однако значительное снижение курса доллара негативно сказывается на себестоимости и, в конечном итоге, на ценах товаров, произведенных в Казахстане, что снижает их конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках», – предупреждает г-н Михайлов.

Эксперты Банка ТуранАлем полагают, что инфляция будет колебаться в районе 6,4-7,2%. По мнению главного аналитика казначейства БТА Ольги Кинасовой, при сохранении инфляционного давления, обусловленного эффектом «долговременной памяти» (цены снижаются медленнее, чем растут), на понижение уровня инфляции повлияют тенденции прошлого года. В частности, г-жа Кинасова предполагает, что сокращение денежной массы в 2005 году «будет иметь лагирующий эффект на инфляцию в 2006 году». То есть уменьшение инфляционного давления, связанное с сокращением денежной массы, произойдет с запозданием (временной лаг). Кроме того, «высокий рост инвестиций на протяжении последних 3-5 лет потенциально благоприятно отразится в 2006 году на росте промышленного производства, сокращая товарно-денежный дисбаланс».

Какой прогноз даст Национальный банк, пока неизвестно, но уже сегодня понятно, что уровень инфляции в 2006 году с большой долей вероятности превысит 7%, значит, правительственные прогнозные показатели опять будут перекрыты фактом, несмотря на то что кабмином поставлена задача не допустить роста инфляции выше целевого показателя.

Однако угрозу для  экономическо-социального развития Казахстана представляет не превышение 7-процентного уровня инфляции, а отсутствие радикальной промышленной политики, четкого представления конкретных пошаговых действий (не программ, их много) по диверсификации экономики. И, кстати, четких совместных с Национальным банком мер по недопущению роста инфляции выше целевого показателя. Иначе развитие Казахстана так и будет определять в основном внешняя конъюнктура, которая не всегда благоприятна.