На минувшей неделе Федеральное агентство России по энергетике (Росэнерго) объявило о том, что «КазМунайГазу» (КМГ) не удалось согласовать с российской стороной график транзита нефти из Казахстана по территории России в Литву на терминал Бутинге (часть нефти должна была также поступить на переработку в Мажейкяйский НПЗ). Поэтому вопрос загрузки Mazeikiu nafta (MN) казахстанской нефтью, на что так рассчитывали представители КМГ, остается открытым. С легкой руки Росэнерго шансы «КазМунайГаза» купить 53,7% акций Mazeikiu nafta стали почти призрачными: КМГ не может обеспечить поставки в Литву сырой нефти. В этой ситуации новый шанс на покупку MN получают выбывшие ранее из борьбы за акции российские компании ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР.
Победа была рядом
Борьба за контрольный пакет Mazeikiu nafta, принадлежащий компании ЮКОС, началась более года назад. Изначально на него претендовали более 10 компаний, но уже к осени прошлого года число реальных претендентов сократилось до 4–5. Фаворитами считались компании ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, однако литовское правительство, которое в соответствии с законодательством должно было одобрить кандидатуру покупателя, особого желания передать в российские руки единственный в странах Балтии нефтеперерабатывающий завод не высказало. В итоге участвующие в аукционе на вторых ролях «КазМунайГаз» и польская нефтегазовая компания PKN Orlen неожиданно стали основными претендентами на долю MN. Подобного не ожидали и в Вильнюсе: власти страны не скрывали, что хотели бы видеть хозяином завода кого-нибудь из известных западных нефтяных брендов. Но эти бренды интерес к Mazeikiu nafta не проявили. И литовцам ничего не оставалось, как наблюдать за повышением ставок двумя оставшимися участниками.
Казалось, что победа «КазМунайГаза» близка как никогда: Mazeikiu nafta могла стать крупнейшим заграничным приобретением. Почти поверили в победу и топ-менеджеры КМГ, оптимистично заявляя о своих планах по работе в Литве. Президент «КазМунайГаза» Узакбай Карабалин говорил, что компания в случае победы на аукционе вложит свыше 600 млн долларов в модернизацию и развитие нефтеперерабатывающего комплекса. И обещал предоставить всем заинтересованным нефтедобывающим компаниям, включая российские, возможность перерабатывать свое сырье на Мажейкяйском НПЗ (в частности, ЛУКОЙЛ хотела поставлять на завод до 4 млн тонн нефти в год).
Была озвучена и окончательная сумма: «КазМунайГаз» готова была выложить за 53,7% акций MN 1,2 млрд долларов. Кроме того, представители компании заявили, что по такой же цене они намерены приобрести и 20% акций, принадлежащих литовскому правительству. Сколько предложила за Mazeikiu nafta польская PKN Orlen, доподлинно неизвестно, неофициально озвучивалась цифра в 1,5 млрд долларов. Российские участники тендера подобные предложения превысить не смогли. Одна из причин этого очевидна – в Казахстане нет налога на экспорт нефти, тогда как российские нефтяные компании платят около 200 долларов за тонну, а потому не могут выделять большие средства на инвестиции. Хотя у россиян себестоимость добычи нефти ниже и качество лучше.
Нет нефти – нет завода
Несмотря на щедрые финансовые предложения, ни «КазМунайГаз», ни PKN Orlen не смогли выполнить основное требование Вильнюса: обеспечить стабильные поставки сырой нефти на Mazeikiu nafta. PKN Orlen – перерабатывающая компания, и поляки рассчитывали победить на аукционе исключительно за счет предложения наивысшей цены. Позиции «КазМунайГаза» значительно ослабило заявление представителей российской компании «Транснефть» об отзыве подписи под меморандумом о взаимопонимании, которым, в частности, предусматривалось обеспечение поставок казахстанской нефти на терминал Бутинге через систему нефтепроводов России. По расчетам, КМГ должна была обеспечить трансфер 12 млн тонн нефти (в дополнение к уже имеющимся объемам транспортировки) через российскую территорию по цене 11,58 доллара за тонну.
Правительство Литвы выразило обеспокоенность возникшей ситуацией, поэтому Астане пришлось спешно заявлять, что «КазМунайГаз» разрабатывает альтернативные маршруты поставки нефти на Mazeikiu nafta. В числе приоритетных – схема обмена нефти (SWAP-операции), согласно которой КМГ будет отдавать свою нефть на Каспийском море, а взамен «получать нефть, добываемую в Северном море, для последующей ее доставки в Бутинге». Прорабатывался даже состав участников подобной операции. Также рассматривался вариант покупки на терминале Приморск нефти, доставляемой туда по Балтийской трубопроводной системе с последующей доставкой этого сырья танкерами в Литву. Одновременно представители «КазМунайГаза» не оставляли надежды получить согласие Москвы на транзит казахстанской нефти по российской территории: уж больно сложными выглядят все иные схемы обеспечения Mazeikiu nafta сырой нефтью.
Схема меняется
Нет сомнений, что руководство «КазМунайГаза» попытается убедить Вильнюс, что отказ Российского агентства по энергетике согласовать транзит казахстанских углеводородов в Литву не смертелен. Но близкая к правительству Литвы газета Lietuvos rytas уже сообщила, что вероятность приобретения принадлежащего ЮКОСу пакета акций Mazeikiu nafta одной из государственных литовских структур «растет с каждым днем», так как «ни поляки, ни казахи не могут гарантировать стабильных поставок нефти». Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас говорит, что основным препятствием может стать позиция ЮКОСа, которая хотела бы продать акции подороже. Литовское правительство, в свою очередь, может купить 53,7% не более чем за 3 млрд литов (примерно 1 млрд долларов – именно эту сумму Сейм Литвы разрешил потратить кабинету министров в случае, если стороннего инвестора привлечь не удастся). Впрочем, Вильнюс не торопится покупать акции. Советник премьер-министра Литвы Саулюс Спечюс, обосновывая эту позицию, считает нерациональным «платить за акции любую цену, поскольку в этом случае правительству придется взять дополнительный финансовый риск, принять который оно вряд ли сможет».
В этом случае новыми претендентами на Mazeikiu nafta вновь становятся компании ТНК-ВР (планируется, что теперь в переговорах с литовскими властями будут участвовать представители британских акционеров, дабы сгладить «российский» след в этой сделке) и ЛУКОЙЛ. При определенных обстоятельствах побороться за нефтегазовые активы может и американская ConocoPhillips. Фаворитом можно считать ТНК-ВР, которая проиграла ЮКОСу несколько лет назад во время приватизации Mazeikiu nafta. Понятно, что ЮКОС не хочет продавать свои активы именно ТНК-ВР, своему давнему конкуренту. Тем более за 700 млн долларов – именно эту цену ТНК-ВР предлагала ранее за выставленный на аукцион пакет акций. Но правительству Литвы эта компания определенно нравится: она гарантирует стабильные поставки нефти и берет на себя обязательства инвестировать в модернизацию MN примерно 300 млн долларов. Можно предположить, что уже в ближайшее время ТНК-ВР официально увеличит предложение на покупку акций в 1,5–2 раза. «КазМунайГаз» может продолжить борьбу за Mazeikiu nafta в консорциуме с другими игроками, например с ЛУКОЙЛом или ConocoPhillips, что позволит значительно повысить ставки. Ранее директор торгового дома Kazmunaigaz UK Ltd Данияр Амангильдин говорил, что не исключает паритетного участия в аукционе, но только в случае, если литовское правительство отклонит самостоятельное предложение КМГ. К чему, собственно говоря, все и идет.