Рынок долевых ценных бумаг Казахстана переживает интереснейшие времена. Все эти годы он находился в сонном состоянии и все никак не мог выбраться из анабиоза. И тут на биржу неожиданно потянулись частные инвесторы (физические лица, «физики»), что стало настоящим событием для всех участников рынка. Акции многих эмитентов начали активно торговаться, и цена на большинство из них взлетела до невероятных высот.
Однако данное оживление на фондовом рынке вряд ли можно считать ренессансом. И для этого есть по крайней мере две причины. Во-первых, на рынке предметом интереса инвесторов стали лишь единичные акции, находившиеся в руках слишком мелких акционеров. Во-вторых, и это главное, больших пакетов в продаже не появилось и новые инвесторы стали работать на старой грядке, пытаясь окучить хотя бы то, что на ней произрастает.
Истинная природа данного интереса физических лиц к рынку акций до конца непонятна. На этот счет существуют разные версии. Большинство экспертов сходятся во мнении, что стоимость акций ликвидных компаний сдвинулась с места во многом благодаря четко наметившейся тенденции IPO казахстанских компаний на внешних площадках. Расчет здесь прост: акции компаний, которые идут размещаться за рубеж, будут только расти в цене.
Возможно, тому способствовала и резкая активизация соседнего российского рынка. Мы же привыкли, что наши экономики чем-то схожи и очень часто важные экономические события происходят если не параллельно, то с небольшим временным лагом. Кто-то из брокеров решил, что, очевидно, акции казахстанских субъектов бизнеса могут расти точно так же, как растут ЦБ российских эмитентов, и движение началось...
Даже биржевые аналитики точно не знают, почему вдруг рынок всколыхнулся.
Впрочем, сейчас, наверное, это уже и не важно. Принципиален другой вопрос: сумеет ли рынок использовать это во многом искусственное потрясение для дальнейшего, уже качественного роста?
Сейчас есть все предпосылки для того, чтобы эмитенты смогли выйти на разогретый рынок с новым предложением акций, увеличив тем самым стоимость своего бизнеса. Данное решение может принять любая казахстанская компания, присутствующая в листинге «А» и заинтересованная в дальнейшей капитализации. Но проблема в том, что многие субъекты бизнеса рассматривают дополнительную эмиссию акций как угрозу собственности: дескать, таким образом она «размывается», что никак не входит в интересы акционеров.
Однако эксперты склонны считать, что благоразумные владельцы бизнеса могут выпускать дополнительные эмиссии уже по более высокой цене без опасений потерять контроль над собственностью. Таким образом можно решить не только корпоративные задачи, но и задачи государственного масштаба. Контроль над бизнесом сохранится благодаря эффективному менеджменту, а сам рынок акций получит синергетический импульс для развития. Это особенно важно, поскольку демонстрируемый спекулятивный интерес не добавил ликвидности рынку акций: бумаги по завышенной цене продаются, а вот можно ли их будет обналичить через некоторое время хотя бы по цене покупки (не говоря уже о приращении стоимости) – большой вопрос.
Впрочем, если судить по тому спокойствию эмитентов, что мы наблюдаем, такой экстраординарный шаг, как размещение больших пакетов акций или дополнительных эмиссий, в планы большинства листингующихся компаний пока не входит, и даже одна из намечавшихся эмиссий была отложена. АО «Разведка Добыча “КазМунайГаз”» попросило Казахстанскую фондовую биржу (КASE) продлить срок открытия торгов простыми акциями компании до 31 декабря 2006 года, чтобы открыть торги своими акциями одновременно на LSE и KASE. Государственная компания, готовящаяся к IPO, могла бы сделать доброе дело – поддержать своим предложением рынок акций. Теперь же остается только надеяться, что спекулятивный интерес продержится до конца года и игроки в качестве награды получат привлекательные «голубые фишки».
Очевидно, что возвращаться на круги своя после столь интригующего взлета будет трудно всем участникам рынка. Это не только нежелательно, но и чревато затяжным биржевым кризисом. Затухание интереса к рынку акций может отбросить страну на несколько лет назад. Регресс сам по себе парадоксален: есть желающие играть на бирже, и количество их растет, есть капитал, и его может быть гораздо больше. Это тот случай, когда компании просто должны использовать любую возможность для роста своего бизнеса. Главное, чтобы такое понимание пришло вовремя, не задним числом.