Путь в Лондон – не панацея

27 февраля 2006, 00:00

Рано или поздно казахстанские компании поймут, что можно работать на отечественном фондовом рынке. Более того, многие из них постепенно придут к заключению, что «размыв» собственности за счет продажи новой эмиссии акций – проблема надуманная. В этом убежден представитель инвестиционной компании «Тройка Диалог» в Центральной Азии и Казахстане Талант Бегалиев.

– Что мешает единому ценообразованию на разных биржевых площадках?

– Причина дифференциации стоимости на западных и казахстанском рынках в том, что еще существуют барьеры, не позволяющие выровнять цены на эти активы. Многое зависит от аппетита международных инвесторов к казахстанским акциям, от того, обладают ли они информацией о качественных компаниях.

Барьеры формировались исторически. Казахстан как интересный рынок акций для внешних инвесторов был открыт совсем недавно – реально после IРО «Казахмыса» и «Казахалтына». До этого мировое сообщество, да и местные игроки не очень обращали внимание на разницу в цене и возможности финансового «арбитража», когда можно покупать ценные бумаги на внутреннем рынке, дисконтированные по отношению к подобным сравнимым ценным бумагам, торгуемым на западных площадках. Вполне реально, что на Западе не хватает информации о том, что на местных фондовых биржах определенные активы недооценены.

Также надо учитывать тот факт, что «free float» большинства казахстанских компаний довольно ограничен – обычно менее 10%, это делает оборот акций на вторичном рынке недостаточно ликвидным и, соответственно, негативно сказывается на цене. Думаю, что постепенно мы будем наблюдать сокращение ценового разрыва на казахстанском и внешних рынках. Со временем возникнет качественный прорыв международного капитала к «казахстанскому риску», который позволит все большему количеству инвесторов участвовать в торговле акций на местном рынке. Такой же прорыв произойдет и с информационной достаточностью, когда инвесторы начнут искать и получать больше информации об интересных недооцененных активах в Казахстане.

– Каким образом иностранные инвесторы получают информацию о местных компаниях?

– Такую информацию можно получить из нескольких источников.

Во-первых, найти самостоятельно – институциональные инвесторы имеют специальные аналитические департаменты, изучающие стоимость активов в различных странах.

Во-вторых, важным источником получения информации являются брокерские компании, с которыми инвесторы работают. Например, после вышеуказанных IPO казахстанских компаний многие инвесторы обратили внимание на саму страну. Интерес к стране влечет за собой поиск перспективных секторов ее экономики, после этого отыскиваются привлекательные эмитенты, в акции которых можно вложить деньги. При этом инвестор выбирает либо покупку акций во время первичного размещения на западных биржах, либо покупку акций, уже котирующихся на Казахстанской фондовой бирже, в надежде, что со временем они поднимутся в цене и станут более ликвидными.

Третий, наиболее эффективный вариант для инвестора – его непосредственный приезд в страну и встреча с потенциальными эмитентами акций или компаниями, уже котируемыми на KASE.

– Какой сектор казахстанской экономики может также стать кандидатом на IPO?

– Думаю, что кроме сырьевых компаний хорошие шансы есть у сектора финансовых услуг: коммерческие банки созрели для того, чтобы капитализировать себя за счет выхода на IPO. Другое дело, готовы ли они психологически провести первичное размещение на зарубежных площадках. Это уже вопросы стратегии менеджмента и акционеров.

Кроме того, учитывая, что экономика Казахстана продолжает расти, намечается консюмер-бум, который уже дает о себе знать. Вполне возможно, что компании потребительского сектора смогут всерьез заинтересовать международных инвесторов.

Однако подходить к таким компаниям надо избирательно. Важно не попасть под влияние эйфории от IPO. Эйфория закономерна, когда все видят, что хорошо известная компания выходит на открытый рынок и получает хорошую рыночную капитализацию и огромные средства от реализации акций. Надо отдавать отчет в том, что не каждая компания способна и готова выйти на рынки ценных бумаг: практика показывает, что из 100 компаний, задумывающихся об IPO, осуществляют цель не более 10. Поэтому должна быть трезвая оценка перспектив компаний и способности менеджмента эффективно управлять ею.

– Можно ли предположить, что нынешний рост курса акций поможет части казахстанских компаний размещать акции в серьезном объеме на местном рынке?

– Не могу этого прогнозировать. Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем, но пока я не встречал компаний даже среднего размера, готовых к такому решительному шагу. Все стремятся на зарубежные торговые площадки, например LSE. В долгосрочном плане я не думаю, что путь в Лондон – панацея. Наверняка, со временем компании оценят перспективу работы с местным фондовым рынком. Их стратегия размещения акций будет зависеть от размеров компании, специфики деятельности, опять же – мировой конъюнктуры.

Тот факт, что акции некоторых казахстанских компаний торгуются выше, нежели они торговались ранее, позволяет потенциальным эмитентам увидеть изменения в стоимости активов и таким образом стимулировать их выпускать новые эмиссии по более высокой цене, сравнимой по стоимости с ценами акций подобных компаний на внешних рынках. Что касается опасений владельцев бизнеса потерять контроль над деятельностью компании, то напомню, что контроль достигается не только за счет владения более 50% акций. Пакет акционера может иметь статус контрольного даже при наличии 25–30% акций, через реализацию так называемого эффективного контроля, если кроме портфельных инвесторов других собственников нет.

Таким образом, можно контролировать компанию, имея и контрольный пакет, размытый портфельными инвесторами, кстати, при этом стоимость «размытого» пакета акций уже укрупненной и более ликвидной компании может оказаться во много раз больше, чем владение стопроцентным количеством акций в случае невыхода на торговую площадку.

За счет правильного стратегического планирования и финансирования компании через механизм фондового рынка можно добиться максимальной стоимости компании и роста ее деятельности, которая позволит акционерам максимально увеличить стоимость их собственных акций вне зависимости от того, какой пакет находится у них на руках.