Белые и пушистые

Дмитрий Глумсков
13 марта 2006, 00:00

Уже несколько недель внимательно наблюдаю за тем, как стремительно меняется имидж PetroKazakhstan (PKZ). Употребляя рейтинговую квалификацию, можно констатировать, что с октября прошлого года, когда канадские акционеры PetroKazakhstan продали свою компанию китайской China National Petroleum Company International (CNPCI), имидж нефтедобывающей компании изменился с «резко отрицательного» на «достаточно положительный» с перспективой дорасти до «идеального».

Чем запомнился «канадский» Petro-Kazakhstan? Скандалами с правительством, отказом поставлять с Шымкентского нефтеперерабатывающего завода ГСМ по сниженным ценам во время посевных и уборочных работ, конфликтом с компанией «ЛУКОЙЛ» – два партнера по СП «Тургай Петролеум» разошлись во мнениях по проблемам ценообразования. «ЛУКОЙЛ» обвинил PetroKazakhstan в занижении цен, по которым канадская фирма покупала нефть у СП, и в срыве экспортных контрактов.  Petro, в свою очередь, обвинила оппонентов в раскрытии конфиденциальной информации, потребовав  от «ЛУКОЙЛа» компенсации упущенной прибыли от деятельности СП. Дело дошло до суда, поддержавшего позицию российской компании.

Еще одно громкое судебное дело – по факту сжигания попутного газа в факелах – рассматривалось Комитетом национальной безопасности. По версии природоохранной прокуратуры,  AO PetroKazakhstan Kumkol Resources, разрабатывающее Кумкольскую группу месторождений (основной нефтегазовый актив PetroKazakhstan), грубо нарушало экологическое законодательство, а также правила охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых в Казахстане.

Представители PetroKazakhstan, как водится, заявили об избирательности контролирующих органов: другие нефтедобывающие компании, мол, также нарушают законодательство, но в отношении них уголовные дела не возбуждаются. Однако конфликт «правительство – PetroKazakhstan» был налицо, и, возможно, ставшие уже неразрешимыми противоречия в какой-то мере послужили поводом для канадской компании распродать свои активы. Нет сомнений, что если бы этого не случилось, последствия для канадцев были бы более серьезными. Мажилисмен Дарига Назарбаева, к примеру, предложила забрать у PetroKazakhstan лицензию на разработку Кумкольской группы месторождений. По ее мнению, компания PetroKazakhstan Kumkol Resources, работающая в Кызылординской области, наносит своей деятельностью «экономический и экологический ущерб» Казахстану. Г-жа Назарбаева в дополнение выразила сомнение по поводу добросовестного выполнения Petro-

Kazakhstan своих инвестиционных обязательств: ранее канадцы обещали вложить в развитие своих проектов в Казахстане более 400 млн долларов.

Но тут случилась сделка года, CNPCI купила за 4,18 млрд долларов PetroKazakhstan. Разговоров вокруг этой сделки ходило множество, китайцы вошли на казахстанский рынок, лишь согласившись отдать «КазМунайГазу» 33% акций PetroKazakhstan, а также подтвердив право совместного управления Шымкентским НПЗ и сбыта нефтепродуктов на паритетных условиях.

И о PKZ начали говорить только – и исключительно – хорошее. Прекращена практика сжигания попутного газа (справедливости ради уточню, что эти мероприятия начались еще при прежнем руководстве компании). И ничего, что из-за этого пришлось снизить добычу природного газа: в 2005 году компания добыла 5,514 млн тонн нефти, что на 23% меньше, чем в 2004 году. В текущем году, как обещано, отставание будет наверстано, а в решение экологических проблем вложено более 100 млн долларов.

На днях аким Южно-Казахстанской области Болат Жылкышиев и президент нефтеперерабатывающей компании PetroKazakhstan Oil Prodakts («дочка» PetroKazakhstan, владеющая Шымкентским НПЗ) Бо Чилян подписали меморандум о сотрудничестве, в соответствии с которым компания обязалась оказать финансовую помощь в газификации ряда поселков и прокладке водопроводов в ЮКО. Кроме того, руководство НПЗ готово оказывать благотворительную помощь малоимущим жителям региона и взяло на попечение местную футбольную команду «Ордабасы», игроки которой в новом сезоне будут играть в футболках с логотипом компании.  Общие расходы на социальную поддержку региона Бо Чилян определил в 800 тыс. долларов в 2006 году, пообещав через год увеличить эту сумму на 100 тыс. долларов.

Немаловажным оказалось и то, что новое руководство завода не планирует сокращать численность его работников (подобные слухи активно муссировались в области во время проведения переговоров о покупке ШНПЗ) и намерено проводить взвешенную кадровую политику, приглашая на завод молодых специалистов.

«У нас есть соглашение с Министерством энергетики и минеральных ресурсов на поставку ГСМ на внутренний рынок. Рынок топлива будет стабильным, и никакого скачка цен на бензин и дизельное топливо не предвидится, хотя многое будет зависеть от мировых цен на нефть», –  говорит Бо Чилян. Он подтвердил также, что договоренности с правительством относительно обеспечения внутреннего рынка республики горюче-смазочными материалами остаются в силе. Правда, в связи с последними изменениями в этой сфере (вместо поставок ГСМ по сниженным ценам принято решение дотировать приобретение топлива за счет бюджета) можно констатировать, что CNPCI купили ШНПЗ вовремя. Им не надо теперь сопротивляться, как это приходилось делать канадцам, административному давлению, когда от сугубо коммерческого предприятия требовали снизить цены на ГСМ в угоду государственным интересам.

Вот только возникает вопрос: неужели, чтобы иностранные инвесторы работали на казахстанской территории тактично и бесконфликтно, необходим постоянный государственный контроль? Ведь то, что PetroKazakhstan стремится стать «белой и пушистой» компанией, обусловлено прежде всего предстоящим появлением в составе акционеров государственной компании «КазМунайГаз». И еще большой вопрос, была бы PKZ столь дипломатичной и готовой к полноценному сотрудничеству с правительством Казахстана, если бы не этот факт.