Горячий регион

Дмитрий Глумсков
20 марта 2006, 00:00

В середине минувшей недели израильские войска провели успешную операцию по захвату тюремного комплекса в городе Иерихон на западном берегу реки Иордан, где содержались более 150 членов Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). Впрочем, целью израильтян был арест только пятерых боевиков: лидера НФОП Ахмеда Саадата и его троих соратников, обвиняемых в убийстве в 2001 году министра туризма Израиля Рехавама Зееви, а также финансиста Ясира Арафата Фуада Шубаке, которого обвиняют в контрабандных поставках оружия на территорию Палестины. Ахмед Саадат оказался в палестинской тюрьме в соответствии с «Рамалльскими соглашениями». Арестованные в 2002 году убийцы израильского министра были осуждены по палестинским законам, а их охрану в тюрьме обеспечивали британские и американские инспекторы. Израилю пришлось пойти на компромисс, дабы не обострять и без того сложные в то время отношения с Палестиной.

Но ситуация все-таки ухудшилась после победы в январе этого года на парламентских выборах в Палестине радикального движения ХАМАС. Президенту Палестины Махмуду Аббасу не удалось убедить ХАМАС признать Израиль и вступить с ним в переговоры. В последнее время стала появляться информация о том, что лидер ХАМАСа Халед Машааль готов освободить Саадата, который к тому времени был признан невиновным Верховным судом Палестинской автономии. Израиль немедленно начал блокировать подходы к тюремному комплексу, и как только его территорию покинули иностранные инспекторы (Палестина признала, что не в состоянии гарантировать их безопасность), и.о. премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт,  и без того возмущенный освобождением в последние недели 46 боевиков, дал команду на захват тюрьмы. 

Во время 10-часовой войсковой операции с применением бронетанковых сил и штурмовых вертолетов были убиты 2 палестинца. Израильтяне потерь не понесли, что неудивительно: охрана тюрьмы не оказывала серьезного сопротивления, так как «тюремное» столкновение в этом случае могло перерасти в вооруженный конфликт между двумя странами. Осада длилась 9 часов и завершилась сдачей Саадата и других палестинских заключенных, которые сразу же были доставлены в израильскую тюрьму.

Но свой гнев палестинцы продемонстрировали уже на следующий день. Боевики НФОП и «Бригады мучеников аль-Аксы»  организовали несколько митингов в секторе Газа, в ходе которых подожгли британский культурный центр, штурмовали офисы представительств зарубежных средств массовой информации, а также офис американской организации, занимающейся проблемами образования.

По подсчетам Reuters, во время этих захватов было взято в заложники не менее девяти иностранцев. Двух австралийцев, двух француженок, американца и швейцарца впоследствии отпустили, однако еще двое граждан Франции и один гражданин Южной Кореи на момент подписания номера оставались в руках боевиков. Палестинские боевики недвусмысленно дали понять, что, в случае если сдавшийся израильским войскам Саадат погибнет в результате несчастного случая или будет приговорен судом к длительному сроку заключения, акции неповиновения примут массовый характер, боевики убьют всех граждан Запада, каких сумеют найти.

По одной из наиболее распространенных версий, штурм тюрьмы в Иерихоне – не что иное, как попытка  Эхуда Ольмерта, возглавляющего центристскую партию «Кадима», повысить свой рейтинг накануне запланированных на 28 марта парламентских выборов в Израиле. Вооруженной операцией по аресту боевиков-убийц (версия израильской стороны), а также последовавшими за ними акциями протеста палестинцев (погромы и захваты заложников) Тель-Авив как бы показывает миру, что ХАМАС и его сторонники – не те люди, с которыми можно садиться за стол. С террористами, мол, не обсуждают такие проблемы, необходимо продолжать политику одностороннего размежевания, на чем уже давно настаивает Ольмерт (известна его идея отгородиться от Палестины стеной).

Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Мусса говорит, что произошедшие в Иерихоне события указывают на признаки координации действий между Израилем, США и Великобританией, и уверен, что эти страны несут «прямую и серьезную ответственность» за эскалацию напряженности в регионе.

Посол Палестины в России Бакер Абдель Монем считает, что войсковая операция израильских войск в Иерихоне направлена на то, чтобы подорвать процесс формирования нового палестинского правительства и несомненно связана с предстоящими выборами в Израиле. «Кровь двух палестинцев, – говорит Монем, – та цена, которую платит палестинский народ во время избирательной кампании в Израиле». Подобная точка зрения популярна сейчас во многих арабских странах, вставших на защиту Палестины: различные партии в Израиле соревнуются между собой, чтобы за счет крови палестинского народа получить дополнительные места в парламенте.

Арест израильскими властями палестинских боевиков нарушил и без того хрупкое перемирие между двумя государствами. Перестрелки в Иерихоне и беспорядки в секторе Газа, где многотысячные толпы людей в палестинских одеждах (и почему-то в танковых подшлемниках на голове) стреляют из автоматического оружия (правда, пока только в воздух), – лишнее  свидетельство, что палестинское движение сопротивления получило мощную поддержку со стороны неких новых сил, которые намерены решительно бороться с Израилем. Израиль в ответ может применить более серьезные репрессивные меры.  В таком неспокойном регионе, как Ближний Восток, любой инцидент может вызвать акции насилия. Учитывая также противостояние Ирана и США, следует признать, что в скором будущем на Ближнем Востоке велика вероятность возникновения вооруженных конфликтов. Планы мирного разрешения ситуации, на которых настаивают Россия и другие страны, могут быть похоронены в одночасье.