Для создания туристического кластера в Восточном Казахстане из бюджета выделено 100 млн тенге. Подобный интерес государства к региону не случаен: прилегающие территории Китая, России и Монголии в летний сезон принимают миллионы приезжих. В ближайшей перспективе руководство области осторожно рассчитывает на приезд нескольких сотен тысяч отдыхающих, однако при хорошем менеджменте их число может возрасти в разы. Государство на таком бизнесе способно заработать деньги, сравнимые с доходами от промышленных гигантов.
Природная жемчужина
Ежегодно Восточный Казахстан посещает чуть более сотни туристов из дальнего зарубежья. В основном это любители экстрима, охотники, альпинисты. Больше едут из России: бывшие соотечественники, проторившие еще при Союзе тропы в горах Западного Алтая или привыкшие отдыхать на излюбленных местах. Пожалуй, на этом поток иностранцев заканчивается. Внутренний же туризм не приносит области дополнительных валютных поступлений.
А ведь природные условия Западного Алтая, Тарбагатая, Калбы и Прииртышья богаты и разнообразны. Только на Зайсане на десятки километров тянутся естественные песчаные пляжи. Купальный сезон на озере может продолжаться с конца мая до середины сентября. На Бухтарминском водохранилище при условии создания рыборазводных хозяйств ресурсов хватит для промышленного и любительского лова, а акватории – для любого водного отдыха. Есть еще такие жемчужины, как Маркаколь, куда добираются единицы, Дубыгалинское озеро с уникальной по минералогическому составу и целебной по свойствам водой, десятки горных рек, полных рыбы… И это далеко не все уголки, где можно найти отдых.
Тормоз для туризма
Сейчас восточно-казахстанский туристический сервис можно охарактеризовать только как примитивный. В лучшем случае на турбазах вам предложат однокомнатный домик с набором старой посуды, постелью да магазинчиком на территории. Развлечения и питание – забота самих отдыхающих. Практически отсутствуют нормальные дороги, нет кемпингов, гостиниц. Вообще нет уголка, где по дороге можно сносно поесть и заночевать. Придорожные закусочные с сомнительными санитарными условиями подходят только очень неприхотливым гражданам. Иностранцы в такие условия едут с большой неохотой. Еще больше пугает их неопрятность сел и городов. На вопрос о первых впечатлениях европейцы прежде всего отвечают: «Очень грязно». И только затем говорят про природу и особенности края.
Отталкивает иностранцев еще масса «мелких» недостатков, незаметных для жителей области. Например, осенью 2004 года на Бухтарму с пробным туром прибыла группа чешских любителей спортивной рыбалки. Гости из Праги выложили по полторы тысячи долларов за удовольствие поудить хариуса и тайменя на горной реке. Однако гостеприимство, с которым их здесь встретили, оказалось весьма своеобразным. Судя по письму, которое руководитель чешской туристической фирмы «PEPA» Зденек Эдельман отправил в адрес Катон-Карагайского природного парка и Министерства охраны окружающей среды, приезжих рыбаков огорошил «двойной стандарт» в работе природоохранных инспекторов. Каждый день сотрудники парка поджидали чехов на Бухтарме, заставляя предъявлять документы и запрещая им ловлю. Хотя видели, что всю пойманную рыбу туристы тут же отпускают в реку. Суть спортивной рыбалки не в улове для пропитания, а в азарте и знании повадок речных обитателей. «Почему они контролировали только нас и не контролировали местных рыбаков, которые убивали рыбу? – высказали возмущение чехи. – Смысл их работы был не в том, чтобы сохранить природу»… Большую часть тура разочарованные гости вынуждены были заниматься только фотосъемкой и рассуждениями об участи здешних мест, которые «невозможно сберечь, потому что местное население просто использует природу». А уже у себя на родине чешские рыбаки-спортсмены заключили, что Казахстан можно использовать как пример плохого развития окружающей среды и направили министру охраны окружающей среды такой вывод: «Вы будете иметь только таких туристов, которые хотят использовать вашу природу. Которые готовы игнорировать законы и платить взятки местным людям, чтобы получить побольше от вашей природы… Жаль, но больше вы не получите не только наших денег, но и информации, что настоящая спортивная рыбалка – это отпускать рыбу».
Прошлым летом в Усть-Каменогорске побывала немецкая журналистка из Гамбурга Кэтрине Моор. До своего путешествия по Восточному Казахстану она объездила многие страны Африки, Азии и Латинской Америки. Повидала всякого, но в наших местах никак не могла взять в толк, почему в дальних селах на заправках вместо оплаченных 20 литров дорогого бензина могут залить 15 дешевого. И возмущалась: «Люди везде должны жить честно».
По мнению известного в Восточном Казахстане туроператора Евгения Юрченкова, руководителя фирмы «Экосистем», главным препятствием для развития казахстанского туризма являются «шлагбаумные» порядки страны. «Наш тур «К центру Евразии путем кочевника» получил первую республиканскую премию 2005 года в конкурсе «Лучший тур Казахстана» в номинации «Самый интересный тур», – рассказал г-н Юрченков. – Но чтобы проехать по этому маршруту, надо оформить пропуск в погранзону, что труднее, чем оформить шенгенскую визу. Это может длиться до 45 дней, причем без гарантии, что вы его получите. Для иностранных граждан нужна обязательная регистрация в Министерстве внутренних дел Казахстана, и если вы прибываете в воскресный день, эта задача практически невыполнима. Даже в будни регистрация может длиться часами без гарантии оформления хотя бы к концу рабочего дня. Картина ждущих и закипающих от возмущения туристов может быть прекрасной иллюстрацией к кошмарам, которые испытывает принимающая фирма. Но и это не все. Следует быть готовым к тому, что на погранпосту вас могут продержать несколько часов на жаре, а егерь в нацпарке остановить и начать проверять визы… Приезжающие на своих машинах жители Барнаула и Новосибирска в пик курортного сезона вынуждены стоять на границе сутками… Самый неприхотливый клиент после этого больше не приедет и другим дорогу закажет».
Бальзам для бизнеса
В этом году бюджет ВКО выделил порядка 100 млн тенге на раскрутку туркластера. Главные усилия направлены на создание концепции местного туризма, которая должна отразить развитие дорожно-гостиничной инфраструктуры, баз отдыха на воде, в горах и степи, сети горнолыжных кемпингов, возрождение малой авиации. Однако, по мнению экспертов областного управления туризма, главным барьером на пути нового кластера станут вовсе не финансовые проблемы. Для опрятного содержания дома и подворья в деревне субсидии не нужны. Если в большинстве стран Запада ежедневно следят за чистотой места проживания, то в Восточном Казахстане это пока не принято.
«Так нужно принять! – поделилась мнением руководитель НПО «Хранители Алтая» Вера Климова. – Разработать правила и строго спрашивать с нерадивых. За примером не надо далеко ходить. Еще недавно в области существовали немецкие поселения, где чистота приближалась к европейским стандартам. Просто люди устанавливали определенные правила и неукоснительно им следовали».
Кроме этого, нужно учиться уважать интуриста, относиться к нему с приязнью. Ведь турист несет прибыль – святое понятие для рыночной экономики. И разъяснить это населению следует много раньше, чем начать строительство дорог и кемпингов. Образцом может послужить соседний Китай, где такая просветительная программа разработана и принята обществом.
Сильный бренд
Есть немало желающих увидеть исторические места Алтая, который пока на Западе воспринимается белым пятном на карте. В последнее время интерес к этому краю пробудили археологические открытия. Выяснилось, что на территории области множество памятников из глубины веков и даже тысячелетий. Есть письменные упоминания древнейших китайских, индийских, персидских историков о населявших Алтай народах. Родина гуннов, разрушивших Древний Рим, была на юго-западе Алтайских предгорий. Некоторые европейские и американские историки приписывают происхождение древних кельтов южной Сибири и Алтаю. Финно-угорские племена когда-то жили на берегах Иртыша. Древнеиндийские предания говорят о пришедших с севера воинственных племенах, изменивших образ жизни и даже верования коренных народов. Любой правитель древнейших ближневосточных стран держал в своей наемной армии скифский отряд. Тюркоязычные народы тоже своей прародиной считают Алтай. Все главные месторождения полиметаллических руд ВКО были найдены по древним копям загадочного народа чудь, а вся бронза Востока, Египта и ранних европейских цивилизаций, как утверждают геологи, привозилась либо с Алтая, либо с Пиренейского полуострова. Недавно вскрытые захоронения в Берельской и Чиликтинской долинах уже произвели сенсацию в научном мире. Существуют предложения создать на их базе музеи под открытым небом.
Путешественники из богатых стран давно уже исколесили все известные достопримечательности Земли… за исключением Центральной Азии. Именно к этому региону сейчас смещается вектор внимания операторов.
– Европейцев привлекает сафари, – объясняет начальник отдела акимата ВКО Татьяна Снегирева, – хотя нам непонятно, в чем прелесть гонок по степи на пыльных джипах... А вот их широта ландшафта возбуждает. На Западе очень тесные границы, сосед соседа видит сразу же из окна. И если верить опросам, им важно увидеть голубое бескрайнее небо, почувствовать тишину и спокойствие, побыть наедине с собой, ощутить безлюдность и первозданность природы. А главное, за очень короткий отпуск в 7-8 дней получить весь «букет»: и пустыню, и степь, и рыбалку, и тайгу, и горы. Причем все с приправой из национального колорита – ночевкой в юрте с вечерним костром, кочевьем на жайляу. А это и есть Восточный Казахстан».
Усть-Каменогорск