Рост отечественной экономики значительно поднял доходы физических лиц, сделав их более желанными клиентами на финансовом рынке. Так, по оценке специалистов Национального банка, в 2005 году наличные деньги в обращении увеличились на 8,6%, до 411,8 млрд тенге, а депозиты в банковской системе и кредитных товариществах в структуре денежной массы – на 30,1%, до 1653,5 млрд тенге. Для привлечения различных категорий клиентов финансисты разнообразили продуктовую линейку, и сегодня розничный инвестор может выбирать между банковскими продуктами и предложениями управляющих компаний (УК).
Паевые будни
Стремление сохранить рентабельность бизнеса, а также большой объем наличных средств на руках населения при долголетнем отсутствии альтернатив банковским вкладам стимулировало желание банков привлекать деньги на внутреннем рынке под более низкие проценты. Времена, когда можно было положить деньги на депозит под 13–15% годовых, ушли безвозвратно. Сегодняшние банковские ставки по шестимесячным тенговым вкладам составляют в среднем 6%, по годовым – 8,5–9%. Для долларовых депозитов кредитная ставка находится на уровне 4% за полгода и 5% за год. Учитывая итоговой уровень инфляции за прошлый год в 7,5% и предполагаемый прогноз на этот год в пределах 5,7–7,3%, и то при наличии сохранения нынешних цен на нефть, можно считать банковский депозит довольно консервативным инструментом, который не приумножает, а лишь сохраняет средства.
Поэтому основная борьба за деньги клиента из «среднего класса» развернулась между управляющими компаниями. Сегодня УК предлагают два главных механизма инвестирования средств – посредством вложения денег в паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и доверительного управления деньгами клиента.
К покупке пая открытого фонда, как правило, прибегают инвесторы, располагающие относительно небольшой суммой средств, предпочитая ПИФ как инструмент коллективного инвестирования с готовой инвестиционной политикой и стратегией. Поэтому порог вхождения в этот финансовый институт сравнительно небольшой: 100 тыс. тенге в фонде «Казначейство» под управлением УК «Сентрас Секьюритиз» и 300 тыс. тенге в ОПИФ «БТА-Доходный» УК «ТуранАлем Секьюритис». (Из пяти зарегистрированных открытых паевых фондов реально работают лишь три, один из которых находится в процессе реструктуризации, и собственники не захотели раскрывать о нем информацию.)
Пайщик получает доход за счет роста стоимости пая. Например, стоимость пая фонда «Казначейство» на 13 марта 2006 года составила 114140, 18 тенге против 101935,59 тенге на 30 марта 2005 года. Текущая расчетная стоимость пая ОПИФ «БТА-Доходный» на 13 марта 2006 года составила 1512592,26 против 999 000 тенге на 30 марта 2005 года.
К преимуществу владения паем открытого фонда можно отнести его ликвидность: по закону УК обязана выкупить пай. Если у фонда большое количество вкладчиков, то в данном случае УК сможет составить хорошо диверсифицированный инвестиционный портфель, тем самым минимизируя риски пайщиков.
Порог вхождения в закрытый фонд начинается с 250 тыс. тенге, что обусловливает более широкий набор инвестиционных инструментов: доли в уставных капиталах юридических лиц, строящихся объектах недвижимости, зданиях и сооружениях, правах землепользования и недропользования. Хотя сегодняшняя тенденция такова, что большинство закрытых фондов все же сконцентрировано на проектах структурного финансирования.
Однако приоритетным рынком, на котором размещаются в первую очередь открытые паевые фонды, все же остается финансовый сектор. Если посмотреть на совокупный инвестиционный портфель инвестиционных фондов на 1 октября 2005 года, то 33,97% в нем занимают паи инвестиционных фондов, 36,89 – корпоративные ценные бумаги эмитентов РК, 10,36 – вклады в банки второго уровня, 2,72% – депозитарные расписки. По состоянию на 1 января 2006 года структура портфеля выглядела так: 38,77% составляли негосударственные бумаги, 22,85 – паи инвестиционных фондов, 9,15 – вклады банков, 3,05% – депозитарные расписки. Большой диапазон финансовых инструментов при различных стратегиях диверсификации портфеля помогает паевым фондам получать и разную доходность. «На сегодняшний день доходность ПИФов, по нашим данным, колеблется от 7,5 до 105% годовых, включая закрытые фонды, – говорит заместитель председателя правления компании АИМ Евгений Пан. – Безусловно, подобные показатели связаны со скачком цен на акции на фондовой бирже».
Текущие изменения в структуре портфеля также демонстрируют переток капитала внутри секторов фондового рынка. Так, структура портфелей ПИФов показывает, что с октября прошлого года по январь 2006 года в портфелях сократилось количество корпоративных бумаг, в частности облигаций. По мнению г-на Пана, причиной сокращения объема инвестиций в облигации эмитентов Казахстана является их переоцененность и отсутствие новых выпусков облигаций. Кроме того, более привлекательными в плане доходности в данный период были акции. Решение вопроса о регистрации прав на доли в ТОО и недвижимость значительно повысит привлекательность паев, и они могут составить максимально разрешенную долю в портфеле фондов – 30%.
Управление на доверии
В отличие от вложения денег в ПИФы доверительное управление является более индивидуальным средством взаимодействия клиента и УК, так как рассчитано на более обеспеченный контингент людей. Работая с ПИФами на одном финансовом рынке и, по сути, вкладывая деньги в одинаковые инструменты, услуги доверительного управления должны привлекать клиента иными возможностями, а именно доходностью и сервисом. Основным преимуществом доверительного управления можно назвать выбор самим клиентом инвестиционной стратегии, где принимаются во внимание такие факторы, как доходность, уровень ликвидности, степень риска, срок и т.д.
«Для крупных инвесторов более предпочтительным пока остается доверительное управление, где они могут обговорить все условия инвестирования их средств дополнительно, что невозможно при работе с ПИФами, где инвестор должен согласиться с условиями инвестиционной декларации, – считает специалист инвестиционно-аналитического департамента АО «Финансовая компания Greenwich Capital Management» Андрей Карабиди.
Законодательных ограничений по минимальной сумме, принимаемой на управление, нет. Поэтому на практике она зависит от инвестиционного меморандума, утвержденного клиентом. «При определении суммы возникает только вопрос целесообразности, – говорит г-н Карабиди.– Мы считаем, что минимально эффективная сумма, которую клиент может передать на управление, составляет от 500 тыс. до 1 млн тенге». В среднем по рынку меморандум может предусматривать минимальные капиталовложения как от 50 тыс. долларов, так и свыше 200 тыс. долларов.
Что касается доходности вложений, то благодаря отсутствию пруденциальных ограничений, а также тому, что УК может управлять не только деньгами, но также ценными бумагами клиента, компания может искать для клиента желаемую для него доходность. «Доходность операций зависит от степени инвестиционного риска и варьируется на рынке от 2% по безрисковым государственным ценным бумагам до 17% по векселям первоклассных эмитентов. На рынке акций доходность поднимается до 500%», – говорит управляющий директор компании «Казкоммерц Секьюритиз» Талгат Камаров.
Как правило, дополнительная доходность обеспечивается за счет выхода на финансовые рынки России и Европы. Помимо финансовых услуг управляющий инвестиционным портфелем предлагает своим клиентом финансовый консалтинг, выдачу рекомендаций, анализ портфеля активов и др.
VIP-обслуживание
Помимо УК привлечением солидных клиентов занимаются банки, предлагающие услуги Private Wealth Management (PWM). Название услуги говорит о том, что основное предложение банка клиенту заключается именно в управлении его денежными активами с целью их приумножения. И она рассчитана на людей, обладающих большим личным капиталом. В мировой практике, например, традиционные клиенты PWM – миллионеры, а желательный размер капитала, который они приносят в банк, начинается от 10 млн долларов. Требования отечественных банков включают стартовую сумму, равноценную 100 тыс. долларов, высокий личный статус клиента и наличие у него финансового обеспечения – депозита в этом же банке.
В Казахстане этот банковский продукт только развивается, поэтому предлагают его лишь несколько банков. Классическая продуктовая линейка отечественного PWM состоит из полного спектра банковских услуг: платежных кредитных карт, American Express, кредитных линий, всех видов банковских переводов, международного страхования, услуг сейфового хранения, обмена валют, инвестиционных продуктов и пр. Кроме того, PWM может включать в себя услуги небанковского обслуживания: визы, бронь на самолет, покупку недвижимости через риелторскую компанию, юридический консалтинг, оформление договоров и контрактов, перевод их на английский язык и даже аутсорсинг в оплате коммунальных платежей. Часто банк обслуживает всю семью, предлагая так называемый фемили офис. Дополнительной функцией этого пакета услуг является финансовое воспитание детей, например обучение основам пользования расчетной карточкой и безопасности финансовых операций.
Что касается доходности услуг PWM, то банки относят эту информацию к разряду конфиденциальной. «Доходность Private Banking является закрытой информацией, – говорит генеральный менеджер Блока БТА по розничным продуктам Эльчин Абдуллаев. – Вкратце можем сказать, что она немного превышает доходность на рынке. В основном она складывается благодаря индивидуальному подходу к каждому клиенту и разработке персональной инвестиционной стратегии. Таким образом, в среднем доходность для клиента всегда выше рыночного уровня».
Как таковой прямой конкуренции между УК и банковским PWM нет, так как по законодательству банки не вправе оказывать услуги по инвестиционному управлению портфелем. Вследствие чего услуги доверительного управления являются существенным дополнением к PWM, особенно в случае когда банк имеет аффилированную УК. Но как и самоокупаемые хозяйственные субъекты и банки, УК стремятся привлечь как можно больше «личных» клиентов. При этом у банков есть свои преимущества. «В отличие от операций УК, налог на доходность по депозитам отсутствует. Добавим к этому высокий процент по депозиту и фиксацию ставки доходности. Из-за того что волатильность рынка высокая, УК не несет обязательства перед клиентом по фиксации ставки. В то время как банк может фиксировать ее на 10 лет. Для клиента это удобно, так как часто он не хочет рисковать», – считает заместитель директора Алматинского филиала Казкоммерцбанка Дина Нурпеисова.
Что касается доминирования в ближайшем будущем одного из механизмов инвестирования, то мнения участников рынка несколько расходятся. «PWM все же будет доминировать над ПИФами и доверительным управлением из-за узости фондового рынка, вызванной низкой корпоративной культурой эмитентов ценных бумаг. Однако по темпам роста активов ПИФы и доверительное управление, по нашему мнению, значительно опережают PWM», – считает Талгат Камаров.
По мнению заместителя директора компании «ТуранАлем Секьюритиз» Мади Турысбекова, на данный момент, выбирая из доверительного управления и ПИФов, клиенты все же предпочитают вкладывать деньги в паевые фонды ввиду большей демократичности этого института. Также проигрывает доверительное управление и PWM. «Пока доверительное управление не очень популярно вследствие недоверия к фондовому рынку и более продвинутой и понятной банковской системы, – говорит г-н Турысбеков. – Однако будущее за паевыми инвестиционными фондами».
Если же говорить о конкурентоспособности отечественного PWM в сравнении с зарубежным аналогом, то банкиры настроены оптимистично. «Думаю, что услуги PWM отечественных банков наиболее предпочтительны для казахстанцев, нежели иностранных банков, – комментирует г-жа Нурпеисова. – Спрос на них довольно высок не только среди физических лиц, но и крупных компаний. Что определяется и высоким уровнем сервиса, и гибкими схемами кредитования, и другими преимуществами, а также и менталитетом клиентов. Их девиз – лучше рядом, чем далеко». По мнению банкиров, уровень обслуживания и спектр предоставляемых услуг казахстанских банков не уступает подобным подразделениям зарубежных банков, а уровень доходности намного выше.