Как сообщают наши источники в компании Agip KCO, возможная смена оператора является вопросом острой дискуссии между основными акционерами Agip KCO – итальянской компании Agip (концерн ENI), французской Total, англо-голландской Shell и американскими компаниями Exxon Mobil и ConocoPhillips. По мнению партнеров-итальянцев, Agip KCO провалила проект опытно-промышленной разработки (ОПР) Кашагана, в результате чего акционерам 28 февраля текущего года пришлось на 5 млрд долларов увеличить стоимость ОПР Кашагана с 9,8 млрд долларов капитальных расходов до 14,8 млрд. Значительно изменена концепция ОПР. Сорваны и сроки реализации проекта. Наиболее серьезные претензии участников консорциума вызывает распределение подрядов в рамках ОПР Кашагана, львиную долю которых получили итальянские компании, являющиеся структурными подразделениями концерна ENI, такими же, как единый оператор проекта, – компания Agip.
Затянули со сроками
Ситуация такова, что только от результатов работ в рамках ОПР Кашагана в 2006 году может проясниться дата добычи первой партии кашаганской нефти, которая пойдет на экспорт на мировой рынок. С этого момента вступят в силу новые обязательства и условия разработки Кашаганского месторождения по условиям Соглашения о разделе продукции (СРП). Согласно действующему плану разработки эта дата – июль 2008 года. Первые сомнения в реализации плана по срокам появились у специалистов Agip KCO в январе 2005 года. В сентябре же разговоры о переносе даты первой добычи стали более явными. Соответственно, изменились расходы и объемы инвестиций. Председатель совета директоров ENI Пауло Скарони говорит, что сроки начала добычи на месторождении сдвинутся с 2008 на 2009 год.
Стоит вспомнить, что сроки добычи первой нефти на месторождении Кашаган уже один раз переносились. Изначально дата начала опытно-промышленной разработки
Кашаганского месторождения была определена на середину 2005 года. Но у Agip KCO возникли финансовые и технические сложности с реализацией этого проекта, и срок добычи первой пробной партии кашаганской нефти решением совета партнеров был перенесен на 2007–2008 годы. Правительству Казахстана пришлось согласиться с переносом сроков, выторговав отступные в размере 150 млн долларов.
Как полагается, называется целая череда объективных причин. Нефтяным компаниям впервые в своей истории пришлось столкнуться с целым комплексом сложных проблем разного рода. Это и высокое содержание сероводорода в кашаганской нефти (до 19%), и аномально высокое пластовое давление, и необходимость полного решения проблемы утилизации газа и серы, и отдаленность от мировых рынков сбыта. Мелководье, как и непредсказуемость движения льдов в зимний период, затрудняет доставку грузов на морские объекты. Нестабильность мирового финансового рынка беспрерывно повышает стоимость услуг подрядчиков.
Кто на новенького?
Кто может сменить итальянцев в роли оператора проекта? Этот статус достаточно престижен. Именно единый оператор, по общему поручению других акционеров консорциума, выбирает подрядчиков и занимается кадровыми вопросами в операционной компании, и непосредственно управляет проектом. Основными кандидатами являются две компании: американская Exxon Mobil и французская Total. Англо-голландская компания Royal Dutch Shell, первый оператор Кашагана в рамках проекта ОКИОК, до сих пор не может оправиться от глобального скандала после просочившейся в СМИ и бизнес-сообщество информации о манипуляциях прежнего руководства компании с подтвержденными запасами месторождения. О претензиях на сооператорство заявила и компания «КазМунайГаз» (КМГ), но учитывая ее «опыт» работы на морских проектах (такого опыта попросту нет), иностранные акционеры назвали подобное желание «ничем не обоснованными амбициями». Возможно, что КМГ выступит в тандеме с Royal Dutch Shell. На днях Shell презентовала программу по долгосрочной поставке газа для газохимического комплекса в Атырауской области. В компании рассчитывают, что «КазМунайГаз», заинтересованная в успешной реализации этого проекта, поддержит стремление Royal Dutch Shell стать оператором Кашагана. Что касается ConocoPhillips, третьей по активам американской нефтяной компании, доля этой компании в Agip KCO уступает долям основных акционеров и делает ее шансы на операторство нереальными.
Наибольшие шансы стать менеджером проекта есть у Total. Причем французы не претендуют на единоличное операторство, предлагая создать так называемый Романский альянс. Total предлагает работать по схеме, применяемой на месторождении Карачаганак, где сооператорами проекта являются британская British Gas и ENI. Основным преимуществом французов среди других претендентов является то, что Total уже практически стала оператором в другом проекте – по экспорту нефти из Карабатана через порты Актау и Курык в экспортный нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. В этом же проекте участвуют еще 4 из 6 акционеров Agip KCO. Именно Total разрабатывает этот экспортный маршрут для Кашаганского консорциума и из числа акционеров Agip KCO является самым крупным акционером БТС (операционной компании по эксплуатации нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан). Ожидается, что окончательно вопрос об операторе Кашаганского проекта будет решен до конца марта.
Атырау