Жажда мира

Виктор Глумсков
27 марта 2006, 00:00

В отношении водных ресурсов мнения экспертов сходятся с пугающим единодушием. Если сегодня не принять радикальных водоохранных и водосберегающих мер на всех уровнях – от местных до глобальных – вооруженные конфликты за источники воды неизбежны

В столице Мексики Мехико завершился IV Всемирный водный форум, на котором представители 130 стран рассматривали проблемы рационального водопользования как на локальном, так и на глобальном уровнях, а также пути их решения. Подобные форумы, проводящиеся с 1997 года, являются одним из самых значительных и масштабных мероприятий водоохранной направленности. В Мехико акцент был сделан на водоохранных акциях и мероприятиях на локальном уровне, т.е. на уровне отдельных городов и сельских коммун. За сухими строчками официальных докладов и обращений, зачитанных на форуме, возникает картина, которая не может не тревожить.

В чем проблема?

К 2050 году количество жителей планеты возрастет, по прогнозам Организации Объединенных Наций, с нынешних 6 млрд до 9 млрд. Человечество как биологический вид столь успешно боролось за свое существование, что подвергло его, существование, смертельной угрозе. Сегодня перед нами стоит шесть основных проблем, без решения которых невозможно полноценное существование современного мира. Это увеличивающаяся нехватка пищевых продуктов, истощение традиционных источников энергии, загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата, уменьшение биологического разнообразия и растущий дефицит воды. 

Вода относится к категории возобновляемых природных ресурсов, как, например, ветер, геотермальная и солнечная энергии. Но в отличие от этих ресурсов количество воды на планете Земля небезгранично. Она никуда не исчезает, но ниоткуда и не появляется. Иногда говорят, что нашу планету следовало бы называть «Океан», а не  «Земля» – соотношение водной поверхности и суши составляет 70 к 30. К сожалению, 97,5% этой воды приходится на воду морей и океанов, то есть непригодную напрямую для употребления человеком. На пресную воду приходится только 2,5%.

Но и из этих небольших «пресных» процентов не вся вода доступна. Почти 70% пресной воды «заперто» в ледниках, главным образом, в ледниковых щитах Антарктиды и Гренландии. Около трети приходится на подземные резервуары пресной воды. И только исчезающе малая в общем количестве пресной воды величина в 0,3% течет по поверхности в виде рек и скапливается в виде озер, т.е. в виде источников, наиболее удобных для ее изъятия на хозяйственные нужды.  Это означает, что чем больше людей в ней нуждаются, тем меньше каждому из них достается. Это как делить торт на дне рождения: чем больше гостей пригласишь, тем меньшими кусочками им придется довольствоваться.

Само по себе увеличение потребления воды не является острой проблемой. Остроту ей придает тот факт, что человечество, потребляя воду для своих нужд – агрокультурных, промышленных, санитарных, тем самым ее загрязняет и выводит на долгий период из употребления. Сегодня, по данным ООН, 1,2 млрд человек живут в условиях острой нехватки чистой воды, главным образом жители Африки и Азии. Это значит, что они не имеют доступа к 50 литрам воды в день, которые ОНН установила как минимальный уровень на душу населения. Так, жители прилегающих к пустыне Сахаре стран употребляют в среднем около 10 литров воды в день на человека (среднестатистический европеец потребляет на свои нужды около 350 литров в день, а средний американец – 600).

Не менее важно не только количество воды, но и ее качество. Чем выше уровень загрязнения воды в том или ином регионе, тем меньше там остается воды, пригодной для использования. Простая арифметика, но она почему-то очень трудно дается как правительствам, так и отдельным потребителям. Ежегодно от болезней, тем или иным образом связанных с качеством воды, умирает более 5 млн человек. Одним словом, суть проблемы в том, что растущее население планеты в самом ближайшем будущем столкнется с проблемой нехватки чистой пресной воды.

Губит людей вода

Внимание всего мира в основном приковано к конфликтам за нефтяные ресурсы. Новости из стран-обладательниц нефтяных месторождений выносятся на первые полосы.

За этим бензиновым шумом незамеченным остается приход других войн. Войн за природный ресурс, который всегда считался источником жизни. Войн за воду, «войн будущего». Все чаще раздаются предостережения. Конфликты за углеводородное сырье покажутся цветочками в сравнении с грядущими битвами за воду. Без нефти невозможна современная цивилизация. Без воды невозможна никакая цивилизация вообще.

В отношении количества оставшихся на нашу долю углеводородов у ученых, а через них и у политиков, нет единого мнения. Спектр мнений широк: от «мы выкачиваем последние литры и больше взять будет неоткуда» до «еще не все нефтяные резервы обнаружены, а запасы тех, что уже обнаружены, не вполне правильно оценены». Дата, когда глобальная экономика вступит в фазу энергетического кризиса, варьируется в пределах от 2010 до 2100 года. В отношении водных ресурсов мнения экспертов сходятся с пугающим единодушием: если не принять водоохранных и водосберегающих мер, война за воду неизбежна уже в ближайшем будущем.  Ведь практически во всех частях света сегодня тлеют искры «войн будущего».

Ближний Восток всегда был одним из самых известных регионов, где конфликты из-за воды случаются едва ли не ежедневно. Ариель Шарон как-то сказал, что Шестидневная война 1967 года между Израилем и Сирией началась из-за того, что сирийские инженеры начали практические работы по частичному забору воды из реки Иордан, которая является одним из главных ресурсов для Израиля. По словам бывшего генерала, у Израиля не было альтернативы силовому решению проблемы.

Когда в 1979 году египетский президент Анвар Садат подписывал мирный договор с Израилем, он сказал, что его страна никогда не будет больше воевать с Израилем. За единственным исключением: если Египет будет поставлен перед необходимостью защищать свои водные ресурсы. Бывший генеральный секретарь ООН Бутрос Гали прямо заявил, что следующая полномасштабная война в этом регионе будет из-за доступа к воде.

Кто виноват, и что делать? 

Как считают участники Водного форума, корень сегодняшних проблем в водопотреблении лежит в первую очередь в  сложившейся культуре сельскохозяйственного производства. Мировое сельское хозяйство потребляет львиную долю пресной воды – 70%. И именно фермеры, особенно мелкие фермерские хозяйства в развивающихся странах, с их устаревшими методами орошения и ирригации, являются главными источниками водопотерь.

Сегодня в мире около 525 млн мелких ферм, на которых живут и трудятся 2,5 млрд человек. Убедить их в том, что сбережение воды в их непосредственных интересах – очень трудоемкая задача. Это значит, убедить их сменить методы возделывания и выращивания урожая, те, которые применялись из поколения в поколение.