Точность – вежливость экономистов

8 мая 2006, 00:00

В США каждый квартал экономисты и инвесторы с нетерпением ждут выхода последних данных по производительности Американского бюро производственной статистики (BLS). Для экономистов эти данные важны потому, что увеличение производительности труда связано с ростом уровня жизни. Для инвесторов – потому что рост уровня жизни трансформируется в рост потребления, прибыль и цены на акции. Однако новые исследования показывают, что общепринятые показатели не совсем точны, поскольку не учитывают технологический прогресс.

Например, экономист из Йельского университета Уильям Нордхаус убедительно доказывает необходимость пересмотра показателей производительности труда. Он считает, что в идеальном случае показатели производительности необходимо постоянно пересматривать, чтобы отражать все изменения в составе выпускаемой продукции. Допустим, небольшое количество одного из этих факторов было перемещено из менее производительного сектора в более производительный. Это перемещение не оказывает влияния на общее благосостояние, но ошибочно фиксируется как рост производительности.

Нордхаус вносит свои предложения по улучшению показателей. Он утверждает, что при вычислении добавленной стоимости необходимо использовать только данные по доходам, которые образуются на каждой ступени производственного процесса. Современный же метод вычисления использует данные как по доходам, так и по расходам, а они не всегда выходят одновременно. Он также показывает, почему отказ от учета продукции, производимой в отраслях, где точное измерение цен затруднено (строительство, недвижимость, государственные и здравоохранительные службы), парадоксальным образом повышает точность прогнозов по производительности труда.

В одной из своих работ автор пытается применить свои советы на практике. В результате получается, что оценки производительности, делавшиеся BLS, преувеличивали ее влияние на уровень жизни в течение двух последних десятилетий. Более того, разрыв прогнозов и реальности постоянно менялся. Основной причиной являются сложности в измерении качества рабочей силы и капитала.

Г-н Нордхаус обнаружил, что с 1995 по 1998 год производительность удвоилась в тех секторах, которые используют IT-продукты, но не производят их сами. Интересно также, что рост был выше в отраслях, доля которых в общем ВВП в конце 90-х годов сократилась. Эти выводы противоречат заключениям Роберта Гордона, известного исследователя вопросов производительности из Северо-Западного университета, который утверждает, что рост производительности происходит благодаря производству (а не использованию) компьютеров.

Сектора, которые Нордхаус относит к IT-производству, действительно продемонстрировали выдающийся рост производительности – с 7% между 1978 и 1995 годами до 13% в последующие годы. В целом эти секторы обеспечили до половины общего роста производительности – довольно много, но не настолько, насколько считает Гордон.

В экономической теории сейчас подразумевается, что рост производительности, происходящий за счет изменений как в технологии, так и в распределении капитала – самый надежный способ повышения уровня жизни. В связи с этим возникает необходимость более четко представлять суть производительности труда, на чем как раз и настаивает Уильям Нордхаус.