Татарский корд для Шымкента

Казахстанский бизнес
Москва, 29.05.2006
«Эксперт Казахстан» №20 (76)
"Татнефть" намерена поставлять в Казахстан сырье для автомобильных шин. Первый и, видимо, единственный проект такого рода поставка каучуков и корда для производства шин на "Интеркомшину"

Летом этого года российская компания "Татнефть" планирует начать поставки сырья на шымкентский шинный завод "Интеркомшина". По не официальной информации, это решение принято в рамках "отраслевой поддержки" некогда крупного, а сейчас проблемного предприятия в Казахстане (имеются в виду межправительственные соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и Казахстаном).

Поставки в Казахстан будет курировать  "Татнефть-Нефтехимснаб" (структура "Татнефть-Нефтехим", дочка "Татнефти"). В компании журналу "Эксперт" пояснили, что соглашения заключены предварительно. По словам начальника отдела поставок Лукмана Нуриева, договор о поставках пока не работает, кроме того, не уточнены детали поставок. "Мы ждем, пока совет директоров "Интеркомшины" окончательно одобрит решение о сотрудничестве", пояснил г-н Нуриев. По его словам, сразу после совета директоров будут решены принципиальные вопросы объемы и сроки поставок. Пока в "Татнефти" объемы поставок не прогнозируют.

Сейчас известно, что "Татнефть" будет поставлять в Казахстан несколько видов сырья от собственных производителей, в том числе техуглерод "Нижнекамсктехуглерода", каучуки ефремовского и омского заводов синтетических каучуков. Также в Казахстан будут поставляться корды магнитогорского завода "Уралкорд".  В "Татнефти" не поясняют, почему решение о выходе с сырьем на рынок Казахстана было принято именно сейчас. В нефтяной компании говорят, что избытка сырья у заводов, которые станут поставщиками Шымкентского шинного, сейчас нет. 

Начальник отдела маркетинга "Нижнекамсктехуглерода" Сергей Ординарцев рассказал, что у завода даже бывают перебои с сырьем. "Зимой поставки обычно налаживаются, а летом нам иногда задерживают поставки нефтехимического сырья, особенно это касается поставщиков, не входящих в структуру "Татнефти", пояснил он.

Это в свою очередь ведет к проблемам с выпуском техуглерода для шинной отрасли. Впрочем, на заводе готовы увеличить производство продукции, но при этом считают договор "Татнефти" и шымкентского шинного завода "политическим шагом". "Да, можно назвать этот договор "политическим", но для нашей компании это продажа сырья в СНГ", сообщил анонимный собеседник в "Татнефти". О политической подоплеке этого договора говорит и тот факт, что "Татнефть" будет поставлять в Казахстан сырье, тогда как в стратегии компании объявлена продажа и экспорт уже готовой продукции, в том числе шин.

Напомним, что собственный шинный комплекс "Татнефти", который остается одним из крупнейших в России, в модернизации и новых рынках сбыта пока не нуждается. Сейчас "Нижнекамскшина" один из крупнейших производителей в отрасли, его доля на российском рынке составляет около 30%. Предприятие выпускает все виды шин, которые поставляются на 11 российских автозаводов (в том числе на "АвтоВАЗ", "КамАЗ", "УАЗ"). 20% покрышек отправляется на экспорт. Новыми шинами КАМА-EURO планируется компоновать экспортные модели российских автомобилей и экспортировать их. В 2006 году завод намерен выпустить 12 млн шин, из них  более 1 млн автопокрышек будут марки КАМА-EURO.

Помимо "Нижнекамскшины" нефтяная компания владеет контрольными пакетами акций технологически связанных между собой предприятий. Поставки сырья осуществляются с "Нижнекамскнефтехима", "Нижнекамсктехуглерода", Ефремовского завода СК и других предприятий.

В "Интеркомшине" о политических причинах договора с татарской компанией предпочитают не говорить. Главный конструктор завода Владимир Рубанов пояснил, что на предприятии также ждут окончательного решения об объемах и сроках поставок. "Мы намерены выпускать 11 видов шин для грузовых и большегрузных автомобилей, а также для сельскохозяйственной техники", рассказал он.

Казахстанский завод единственное шинное производство в Центральной Азии, там выпускается 46 тыс. покрышек, в 2004 году 100% его акций приобрела компания Ордабасы с намерением создать в республике шинный кластер. Сейчас завод покупает в основном китайское и турецкое сырье, а его шины продаются на внутреннем рынке. Планируется начать выпуск автопокрышек из сырья "Татнефти" до конца 2006 года, а к 2008 году довести объем выпуска до 1 млн шин ежегодно. Рынком сбыта для новой продукции будет Казахстан, Узбекистан, страны Азии, Иран и другие. В планах завода также выход на российский рынок. Но на предприятии говорят, что конкурировать в России с российскими производителями в сегменте грузовых шин они не смогут. Возможно, казахстанскому заводу удастся  прийти в Россию с шинами для большегрузной техники типа БелАЗ, поскольку покрышки для большегрузов в прежнее время были специализацией шымкентского завода.

Однако российские производители шин пока настроены скептически по отношению к планам "Интеркомшины". В "АМТЕЛ Поволжье" (структура АМТЕЛ), к примеру, считают, что казахстанские шины в ближайшие 35 лет не будут конкурентоспособными.

Российские заводы имеют возможность использовать высококачественное сырье европейского или собственного производства (как, например, "Нижнекамскшина"), тогда как шымкентскому заводу, который фактически не работал с 1995 по 2005 год, придется нарабатывать связи для стабильных поставок сырья. В АМТЕЛ также напоминают о сети розничных продаж шин, строительство которой занимает несколько лет.

У партнеров

    «Эксперт Казахстан»
    №20 (76) 29 мая 2006
    Газовая промышленность
    Содержание:
    Арифметика газа

    Стоимость казахстанского газа на внешних рынках увеличится как минимум в два раза. Это позволит стране не только получить дополнительные средства от продажи "голубого топлива", но и закрепиться на лидирующих позициях в нефтегазовом секторе региона

    Экономика и финансы
    Реклама