В последнее время участие Нацбанка на валютном рынке было незначительным, а в июне оно практически полностью отсутствовало. Это связано с возможным замедлением процесса укрепления тенге. Оно может произойти, в частности, из-за изменений в руководстве Министерства финансов США и назначением на должность министра Генри Полсона, а он является сторонником «сильного» доллара. Также возможное очередное повышение ставки Федеральной резервной системы США будет способствовать укреплению курса американской валюты. Эти обстоятельства, по мнению председателя Национального банка Анвара Сайденова, и стали следствием оттока капитала с развивающихся рынков, который произошел, в частности, в ряде азиатских стран и России. Кроме того, одним из косвенных индикаторов, который может сказаться на изменении ситуации на внутреннем валютном рынке, является падение мировых цен на экспортное сырье, в том числе на ряд металлов и нефть.
Стремительное падение доллара вынудило Нацбанк приобрести на валютном рынке с начала года более 5,3 млрд долларов, что привело, в частности, к значительному увеличению в обращении тенговой массы. На сегодняшний день укрепление номинального обменного курса тенге к доллару уже превысило 10%.
«Нацбанк намерен, как и прежде, отслеживать ситуацию на валютном рынке, не позволяя курсу опускаться ниже уровня, в результате которого начинается ажиотаж у физических лиц и обменников», – заявил г-н Сайденов.
Председатель правления Каз-ИнвестБанка Аднан Алли Ага в свою очередь полагает, что доллар будет и дальше падать. «Ситуация на местном валютном рынке испытывает двойное растяжение. Доллар сам по себе слаб на международном рынке, а тенге силен из-за международного экспорта», – говорит г-н Алли Ага.