Повысить конкурентоспособность казахстанского АПК может фондовый рынок, но для этого отечественным производителям нужно сделать свой бизнес более прозрачным и понятным для потенциальных инвесторов, считает председатель правления инвестиционной компании KIB Asset Management Асан Буранбаев.
– Что дает сельскохозяйственным компаниям выход на KASE?
– Финансирование долгосрочных инвестиционных проектов за счет более дешевых и длинных денег. Банки с учетом структуры собственных пассивов подобных ресурсов предложить не могут. Они, как правило, не готовы принять на себя риски, не обеспеченные соответствующими активами компании. Кроме того, это выход на принципиально новый круг инвесторов. История на фондовом рынке и увеличение прозрачности бизнеса в последующем поможет перейти к более сложным финансовым инструментам.
– Насколько сегодня доступны сложные финансовые инструменты для казахстанских сельскохозяйственных компаний?
– Как показал опыт холдинга «Казэкспортастык», казахстанский фондовый рынок готов финансировать сельское хозяйство. Мы предполагаем, что в течение ближайшего года на KASE может выйти еще несколько подобных компаний. Что касается международных заимствований, то иностранные инвесторы в настоящее время уже готовы финансировать казахстанские сельскохозяйственные компании напрямую. Однако пока речь идет о предэкспортном и торговом финансировании, то есть финансировании экспортно-импортных операций по поставке продукции и закупу техники и оборудования.
Для выхода на более сложные источники финансирования, в частности привлечения синдицированных займов и выпуска еврооблигаций, существуют два основных препятствия. Во-первых, отсутствие международного аудита и международных кредитных рейтингов. Ситуацию зачастую отягощает неопределенность структур сельскохозяйственных холдингов и недостаточная прозрачность финансовых данных. Во-вторых, немногие компании имеют достаточные обороты и капитал для привлечения значительных финансовых ресурсов, в частности для выпуска еврооблигаций.
В качестве промежуточного инструмента имеет перспективы выпуск кредитных нот, когда западный финансовый институт выпускает под заем для казахстанской компании кредитные ноты, размещаемые среди инвесторов. В данном случае наличие кредитного рейтинга необязательно и суммы заимствований могут быть намного ниже.
Также существует пограничный инструмент между казахстанским фондовым рынком и международными заимствованиями, когда международные инвесторы приобретают ценные бумаги казахстанских компаний непосредственно с KASE при посредничестве местных брокерских компаний. По нашим прогнозам, в ближайшие годы объемы подобных сделок увеличатся в несколько раз.
– Возможен ли выход казахстанских сельхозпроизводителей на IPO на западных фондовых рынках?
– В ближайший год выхода на IPO казахстанских сельскохозяйственных компаний мы не ожидаем. Во-первых, необходимо устранение недостатков, которые мы перечислили выше. Во-вторых, данный процесс требует достаточно длительного времени и проработки всех факторов стоимости для получения максимальной оценки компании. Преждевременный выход на IPO чреват тем, что компания может быть недооценена, после чего повысить ее стоимость будет крайне сложно. Но есть хороший пример соседей: в России на IPO вышли такие сельскохозяйственные компании, как «Хлеб Алтая» и «Разгуляй». Причем при выходе на IPO «Хлеб Алтая» имела годовой объем продаж чуть выше 81 млн долларов.
Интервью взял Павел Грудницкий