Kazakhmys следит за конъюнктурой

Анастасия Моторина
3 июля 2006, 00:00

Цена на медь за последние несколько месяцев то вырастала до исторических максимумов, то снижалась до исторических минимумов. По оценке экспертов, конъюнктура на медном рынке будет благоприятной, по крайней мере до 2009 года, если, конечно, высокие цены не вынудят потребителей искать замену этому металлу

В2005 году мировой рынок меди, по оценкам португальской International Copper Study Group (ICSG), был сбалансирован. Производство медной руды выросло на 2,5%, до 14,5 млн тонн по сравнению с 14,2 млн тонн в 2004 году, медного концентрата – на 3,6%, а рафинированной меди – на 4%, до 14,3 млн тонн по сравнению с 13,8 млн тонн в 2004 году.

На первый взгляд перспективы мирового рынка меди весьма радужные. Аналитики убеждают, что цены на красный металл будут расти, это прежде всего связано с ростом потребления меди в странах с растущей экономикой – Китае, Индии и странах СНГ.

Цены высоки. Спасибо мексиканцам

Причем эксперты постоянно пересматривают прогнозы стоимости меди и именно в сторону повышения. В начале текущего года представители National Australia Bank Ltd прогнозировали, что средняя цена на медь в 2006 году будет равна 3975 долларам за тонну. Однако уже в марте они пересмотрели свой прогноз, заявив, что «перспективы развития мировой экономики в этом году позитивны и свидетельствуют о грядущем повышении цен на медь» в среднем до 4959 долларов за тонну. Инвестиционный банк Credit Suisse в середине июня также скорректировал свои оценки, по сравнению с предыдущими ценовой прогноз для меди на ближайшие 3 года был увеличен на 80% до 2,3 доллара за фунт – 5070 долларов за тонну. (Стоит отметить, что в середине июня цена на медь на Лондонской бирже составляла 6890 долларов за тонну с немедленной поставкой и 6805 за тонну – по трехмесячным контрактам.) По оценкам банка, при высоком спросе на красный металл предложение будет ограниченным.

Что заставило аналитиков так кардинально пересмотреть свои прогнозы? Опасения, что из-за непрекращающихся с начала нынешнего года забастовок на медных шахтах  La Caridad и Cananea в Мексике одна из крупнейших медных компаний мира Grupo Mexico SA сократит производство и, соответственно, поставки своей продукции. 8 июня, незадолго до того, как Credit Suisse обнародовала свой более чем оптимистичный прогноз, Grupo Mexico обратилась в суд с требованием закрыть La Caridad, где производится около 122,3 тыс. тонн медного концентрата в год. Эксперты считают, что компания может заморозить и второй рудник – Cananea (118,7 тыс. тонн меди в год). Если это произойдет, то неизвестно, когда рудники вновь начнут функционировать.

Хотя Grupo Mexico и распространила среди своих клиентов информацию о возможных перебоях в поставках меди, официальный представитель опроверг эту информацию, заявив, что компания пока не намерена объявлять форс-мажор, а письмо лишь предупредительная мера. Однако забастовки уже негативно сказались на компании – в I квартале 2006 года производство меди сократилось на 0,7% до 161 тыс. тонн.

Правда, как сообщил «Эксперту Казахстан» вице-президент по корпоративным финансовым бизнес-проектам Kazakhmys Олег Новачук, рынок уже переварил эту информацию и отреагировал на нее соответствующим образом. «Это не первая и не последняя забастовка. Но, безусловно, в настоящий момент такая информация помогает удерживать существующий порядок цен, не дает им резко упасть вниз», – говорит он.

Но не все эксперты склонны столь радужно воспринимать нынешнюю ситуацию на мировом рынке меди. Аналитик Prudential Equity Group LLP Джон Тумазос считает, что медь может очень резко подешеветь, так как за прошедший год она слишком сильно подорожала, что было обусловлено не только объективными причинами, но и спекулятивными сделками: многие пенсионные и хеджевые фонды стали вкладывать средства не только в ценные бумаги, но и в сырье. По оценке HSBC Holdings Plc, к концу 2006 года инвестиции в сырьевые активы составят около 100 млрд долларов, тогда как в 2003 году эта цифра была равна лишь 10 млрд. Представители HSBC считают, что существующая в данное время волатильность на медном рынке сохранится, однако, возможно, в скором времени последует коррекция. Агентство Bloomberg также уверено, что волатильность цен на медь может свидетельствовать о том, что рынок достиг своего максимума и в скором времени можно ожидать снижения цен.

При этом аналитики опасаются, что спрос на медь может сократиться из-за повышения процентных ставок в некоторых странах мира. Есть еще один негативный момент: если цены все же будут расти, то потребители меди могут начать искать ей замену. В данном случае все медные компании останутся в проигрыше.

Благоприятная конъюнктура

Пока же мировые медные компании наращивают производство и покупают активы. Так, в 2005 году чилийская медная ассоциация Cochilco обнародовала данные о том, что в разработку новых месторождений в Чили будет инвестировано до 15,2 млрд долларов, причем 6,9 из них придется на инвестиции государственной Codelco. Cochilco прогнозирует, что чилийские медные компании к 2010 году будут производить 6,34 млн тонн меди в год, тогда как в  2005 году этот показатель составил 5,1 млн тонн. Однако в ближайшие два года Codelco, крупнейший производитель красного металла в мире, сократит производство меди на 66 тыс. тонн, т.е. практически на 6,5%, из-за снижения содержания металла в добываемой руде.

Xstrata недавно объявила о своем намерении начать добычу в Азии и Латинской Америке. В данное время компания присматривается к филиппинскому проекту по добыче золота и меди Tampakan, мажоритарным пакетом акций которого планирует обзавестись. Сумма сделки, по словам исполнительного директора медного подразделения Xstrata Чарли Сартейна, составит 1 млрд долларов.

Kazakhmys PLC, входящая в десятку крупнейших медных компаний мира, в 2006 году начала реализацию проекта по строительству Актогай-Айдарлинского горно-обогатительного комбината. Планируется, что мощности нового ГОКа, строительство которого будет завершено в 2009 году, позволят перерабатывать 50 млн тонн руды в год и производить 155 тыс. тонн медного концентрата. Эксперты полагают, что это позволит компании значительно укрепить позиции, увеличив свою долю на мировом рынке меди. Кроме того, по словам Олега Новачука, компания рассматривает возможность приобретения и других активов. «Сказать, какие именно, мы сможем, когда найдем активы и определимся с покупкой», – добавил он.

В прошлом году Kazakhmys PLC сократила выпуск меди до 396 тыс. тонн, в 2004 году этот показатель составлял 428 тыс. тонн. «Сокращение 2005 года зависело от многих обстоятельств, но самым существенным из них стал случай оползня на Николаевском руднике. Он существенно повлиял на темпы производства. Из прочих причин можно выделить также случай задержки с поставками оборудования – производилась замена горного оборудования, а поставщики подвели», – говорит Олег Новачук. В этом году компания планирует увеличить производство меди на 5-9%.

К тому же Kazakhmys PLC рассматривает возможность увеличения поставок меди в Китай в 2007 году, несмотря на существующие тенденции снижения экспорта. Как заявил еще в феврале нынешнего года председатель совета директоров компании Владимир Ким, Kazakhmys PLC в этом году намерена сократить экспорт меди в Поднебесную с 60-80% до 50%  от общего экспортного объема. «Поставки в Китай снизились по элементарной рыночной причине – в связи с изменениями конъюнктуры рынка. Как только Китаем будут предложены более интересные условия, мы тут же увеличим экспорт в этом направлении».

КНР в данное время является наиболее крупным потребителем меди, на долю которого приходится 20% от общего объема потребления. Так, если в прошлом году потребность Китая в красном металле составила 3,8 млн тонн, 1,2 млн из которых были импортированы, то к 2010 году Поднебесной понадобится как минимум 5,5 млн тонн. И Kazakhmys'у эта ситуация на руку, тем более что у компании достаточно выгодное месторасположение: Казахстан ближе всех остальных основных стран – производителей меди находится к Китаю. Хотя китайцы и намереваются увеличить производство собственной меди, вряд ли им удастся полностью обеспечить собственные потребности.