Впоследние годы Pfizer стала самым активным игроком на мировом рынке фарминдустрии. Стратегия компании во многом определила поведение своих конкурентов, а также существенно перекроила карту крупнейших фармпроизводителей. Доведя уровень своей капитализации до 46 млрд долларов в год, Pfizer заняла прочные лидирующие позиции в рейтинге фармкорпораций и устойчивое пятое место среди мировых компаний с оборотом не менее 10 млрд (уступая в этом ранге лишь General Electric, Microsoft, Wal-Mart Stores и ExxonMobil). Головокружительные успехи компании были сопряжены и с чередой скандалов, судебных тяжб, выплат компенсаций и в некоторых случаях с закрытием производства того или иного препарата. Их обвиняли в незаконном испытании препаратов в Нигерии, в подкупе врачей, в создании недоработанных и некачественных лекарств и многом другом. Однако компания приняла позицию пассивного наблюдателя: руководству было проще заплатить штрафы, исчисляемые миллионами долларов, чем терять миллиардные прибыли.
В прошлом году лидерство компании стало очевидно шатким: прибыли резко упали, а срок патентной защиты разработанных компанией лекарственных средств стал подходить к концу. Такое положение вещей делало Pfizer более уязвимым перед конкурентами, поскольку с появлением на рынке аналогичных легальных препаратов (дженериков) прибыли от продаж оригинальных лекарств сокращаются в несколько раз. Новые же препараты, несмотря на анонсированные планы компании, пока так и не появились.
Выгода от ошибки
В конце 90-х годов компания Pfizer презентовала первый в истории человечества лекарственный препарат для лечения половой дисфункции у мужчин – «Виагру». До этого времени предлагаемые препараты, основанные на природных компонентах, желаемого результата не приносили. «Виагра» стала первым препаратом, который оказывал прямое действие. До старта «Виагры» компания занимала четвертое место в рейтинге оборотов и уровня капитализации среди других мультинациональных фармацевтических концернов. В 1999 году прибыли от продажи «Виагры» составили около 1,5 млрд долларов. И в последующие годы они последовательно увеличивались, составив к 2004 году порядка 10 млрд. Такие динамичные показатели вывели Pfizer в лидеры мировой фарминдустрии.
Несмотря на столь явную успешность, руководители компании тем не менее понимали, что нельзя ориентироваться на продажу только одного блокбастера, поскольку срок патентной защиты у препарата истекал и на мировом рынке появлялось все больше препаратов-клонов, которые не являлись ни дженериками, ни контрафактной продукцией. К примеру: только в Китае за период существования «Виагры» более 15 компаний наладили производство этого препарата. Другие крупные мировые концерны также активно принялись разрабатывать органические препараты схожего действия. Это условие заставило топ-менеджеров Pfizer пересмотреть стратегию дальнейшего развития концерна.
Удары извне
Наращивая свой капитал, Pfizer вела активную стратегию поглощения. Последней крупной сделкой компании, которую эксперты назвали сделкой года, стала покупка в 2002 году другого крупного фармконцерна Pharmacia Corp. за 52 млрд долларов. Pfizer полагала, что сделка позволит ей получить доступ к двум бестселлерам рынка нестероидных анальгетиков – Celebrex и Bextra, принадлежащих Pharmacia, а годовой оборот объединенной компании уже в 2004 году составит 50 млрд долларов. Аналитики компании ожидали 10-процентного роста прибылей в течение трех лет и снижения общих издержек на 2,5 млрд.
За исключением «Виагры», за последние годы Pfizer не удалось вывести на рынок другие популярные средства, поэтому покупка какой-либо компании с большим научным потенциалом давно предсказывалась экспертами. Однако уже через несколько месяцев стало очевидно, что прогнозам аналитиков не суждено сбыться. Тем более что пришлось приостановить производство Celebrex и Bextra, приносящих в то время четвертую часть доходов. «Ошибочно было бы называть эту сделку провалом, – говорит аналитик Pfizer Джозеф Кортни, – именно она позволила нам повысить уровень капитализации активов и создала некий стратегический резерв. К тому же прибыли компании если и не покрыли всех расходов на покупку Pharmacia, то позволили остаться на лидирующей позиции по итогам продаж».
В конце 2004 года компании пришлось значительно снизить прогнозы по прибыли и запустить программу реструктуризации, включающую снижение затрат на 4 млрд долларов. Эта цифра, которая в два раза превышает озвученную ранее, была названа одновременно с заявлением компании, что значительного роста в ближайшие годы не ожидается.
Кроме этого, Pfizer, как и ее конкуренты, страдает от резкого сокращения расходов страховыми компаниями и властями, затишья в области разработки новых препаратов. Год нынешний также преподнес неприятный сюрприз для всех гигантов индустрии – в США были введены новые льготы на покупку лекарств по рецептам в рамках государственной программы Medicare, которое привело к падению цен на внутреннем рынке.
Время разбрасывать активы…
Первой сделкой, связанной с реструктуризацией бизнеса, стала продажа завода по изготовлению жевательной резинки (кондитерское подразделение Adams, известное на нашем рынке по леденцам от кашля Halls) компании Cadbury Schweppes за 4,2 млрд долларов. Далее последовала сделка по продаже диагностического подразделения компании за 500 млн долларов, которое не имело для Pfizer существенного экономического или имиджевого веса. Компания также заключила сделки по продаже двух заводов по производству дженериков в Швеции и Великобритании индийской фармацевтической корпорации Nicholas Piromal. Часть небольших производственных мощностей в Европе была закрыта, а часть переведена в Восточную Азию. В мае нынешнего года Pfizer заявила о том, что планирует сократить расходы своего японского подразделения на 2 года раньше, чем расходы подразделений, расположенных в других странах. «Нам по силам сократить издержки к сроку, назначенному головным офисом, не прибегая к сокращению персонала. Разрешение головного офиса уже получено», – говорят в японском представительстве Pfizer. По предварительным подсчетам, компания уже сократила около 8 тыс. своих сотрудников, в ближайший год будет сокращено еще столько же. Также на треть планируется сократить штат сотрудников подразделения по продажам и маркетингу (сейчас их 38 тыс.).
Руководство Pfizer мотивирует такую глобальную реструктуризацию тем, что путем сокращения издержек, а также полученных от продажи сумм, они получат средства на научные разработки целого ряда принципиально новых лекарственных средств. Для справки: на сегодняшний день крупные фармконцерны тратят десятки миллиардов долларов и 6–7 лет на всю цепочку внедрения одного препарата на рынок (от научных исследований до их апробации, производства и маркетинговой раскрутки).
Продавать так продавать
Последней и самой весомой в денежном выражении сделкой стала продажа Pfizer своего подразделения по производству продуктов широкого потребления и безрецептурных лекарственных препаратов в июне нынешнего года. Покупка обошлась компании Johnson&Johnson в 16,6 млрд долларов. Это подразделение (на нашем рынке – обезболивающий крем Bengay и капли для глаз Visine) считалось лакомым куском для многих конкурентных компаний. Продажи потребительских товаров Pfizer в прошлом году выросли на 10%, до 3,88 млрд долларов, тогда как продажи лекарств по рецепту снизились на 4%, до 44,28 млрд. На потребительское подразделение пришлось менее 8% продаж и 4% операционной прибыли. Предполагаемая сумма сделки составляла 14 млрд. Условия покупки J&J оказались выгоднее, чем предложения других участников аукциона – компаний GlaxoSmithKline Plc., Colgate и Reckitt Benckiser Plc. По мнению аналитиков, сделка превратит J&J в крупнейшего в мире поставщика безрецептурных лекарственных средств.
Мнения участников рынка по поводу этой сделки разделились. Некоторые считают, что избавление от курицы, несущей золотые яйца, – поспешный и необдуманный ход со стороны Pfizer. Другие – что компании уже давно пора ориентироваться на создание новых блокбастеров и именно на этом сосредоточить свои усилия. Тем более что сами топ-менеджеры Pfizer сразу после заключения сделки объявили о том, что все вырученные средства пойдут на инвестиции в НИОКР, а также на выкуп на фондовом рынке собственных акций на 17 млрд долларов в этом и следующем году. Между тем сразу после заключения сделки акции Johnson&Johnson подешевели на 1,8%, а Pfizer – выросли на 1,6% впервые за несколько месяцев.