Поздравляю вас, господа! Наконец-то мы заполучили одно из преимуществ рыночной экономики, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. Причем избитая в свое время фраза в наше время полностью лишилась ироничного оттенка. Граждане, некогда только мечтавшие сесть за руль собственного авто, сейчас имеют возможность менять «железного коня» не меньше, чем раз в два года, превращая его таким образом не в средство передвижения, а в некий символ перфекционизма. Автомобилей становится все больше, а места для них в городе все меньше.
Хотя речь пойдет о другом символе – сентябре, который автовладельцы и те, кому так или иначе приходится передвигаться по городу, уже окрестили «черным месяцем». С приходом осени точно первого сентября ситуация на дорогах в Алматы становится, как бы постараться не выразиться крепко, вопиюще безобразной. После летней спячки выползают студенты на своих автомобилях и своей массой составляют чуть ли не одну пятую всех автовладельцев. Начинается активное (весьма хаотичное) перемещение на авто школьников в разные концы города. Все вроде бы верно. Кто отпустит свое чадо в дальнее путешествие на маршрутном такси? Для родителей это вопрос безопасности во всех ее аспектах. Да и студенты – народ вполне зрелый, чтобы рулить и жать на педали.
Морально мы готовы к приходу осени, однако каждый год ситуация на дорогах становится вдруг полной неожиданностью.
Что ж, общество богатеет, появляется все больше людей, готовых обзавестись собственным автомобилем (причем на первом этапе – производства 10–15-летней давности), потребности рынка растут, предложений становится тоже все больше. Тем более для граждан нашего государства содержание машины обходится очень недорого (сравнительно, скажем, с Европой, где приобрести автомобиль можно, но вот содержать его достаточно сложно). Да и бензин, несмотря на свое регулярное повышение, все же не кусается… А получение водительского удостоверения – сущий пустяк. За символическую плату можно и подтверждение о прохождении курсов получить, и документ, подтверждающий водительскую пригодность. Одним словом, для граждан Казахстана, а точнее, для жителей больших городов буквально созданы все условия: покупайте, граждане, автомобили, это ликвидный товар!
Несмотря на все созданные условия (законодательно или беззаконно), ситуация с пробками, к сожалению, не решается. Попытки администрации создать мало-мальски цивилизованную транспортную инфраструктуру пока тщетны. 2–3 транспортные развязки, которые строятся годами, не могут решить вопрос пробок. Все понимают, что нужно системное комплексное решение вопроса. Возможно, даже радикальное: или демократия и развитая рыночная экономика, или тотальный контроль над автомобильным рынком и прилегающими к нему структурами.
Водители, практически все, кто «дружит» с автомобилем, сетуют на невежество большинства участников дорожного движения. Благодаря «чайникам» во многих случаях на дороге создается затор, зачастую граничащий с аварийной ситуацией. Государством на этот счет были приняты меры: подтверждение водителями своей профпригодности, усиление контроля за качеством обучения в автошколах и, как следствие, усиление требований к кандидатам в водители. Что мы получили в итоге? Рынок повысил коррупционные ставки. Не знаю ни одного гражданина, кому было бы отказано в получении прав. Для справки: многие, выезжающие на ПМЖ за границу, предварительно обзаводятся международным водительским удостоверением здесь, поскольку знают, что там оно им не светит.
Другая активно обсуждаемая проблема пропускной способности городской инфраструктуры, которую вот уже несколько лет пытаются решить власти города – парковки вдоль дорог. Покупка эвакуаторов – дело затратное и в наших условиях пока неблагодарное. Для начала нужно решить вопрос со стоянками и паркингами, а уж потом использовать дорогостоящую технику. У нас эта ситуация не только не решается в пользу автовладельцев, но еще и усугубляется тем, что большинство автостоянок ликвидируется, это вынуждает владельцев бросать свои авто на дороге. На большинстве трасс города припаркованные автомобили занимают одну, а то и две полосы. Девелоперы же не стремятся вкладывать деньги в низколиквидные многоуровневые гаражи, а государство фактически сняло с себя всякую ответственность, ссылаясь на законы рынка.
Что касается решения вопроса об ограничении ввоза подержанных автомобилей и повышении на них таможенных пошлин, то тут государство решило застраховать себя термином «гражданское общество». Принимаемые многократно законы о повышении таможенных ставок, чаще лоббируемые владельцами автосалонов, лишь вносят сумятицу в общество, 80% граждан которого могут позволить себе владеть именно second-hand авто. Идти на открытый конфликт власти города не хотят, да и не могут, поскольку предложить альтернативу передвижения по городу горожанину пока не имеют возможности. А общественный транспорт для многих – альтернатива весьма сомнительная.
Аким Алматы Имангали Тасмагамбетов то и дело обещает решить проблему на дорогах города. На одном из прошедших заседаний, посвященных ходу реализации генерального плана, он дал весьма обнадеживающие прогнозы: «Уже до 2020 года(!) мы сможем стать свидетелями строительства и пуска семи развязок на Малом кольце. Ввод в эксплуатацию такого большого количества развязок не только позволит городу решить транспортные проблемы, но и придаст Алматы современный облик города XXI века». Он также пообещал, что в обозримом для нынешнего поколения будущем мы станем счастливыми пассажирами метро, что непременно решит проблемы с автопроходимостью, и увидим просвет в конце тупиковых улиц.
Через 14 лет, к моменту наступления светлого будущего, транспорта в городе будет в 10 раз больше, чем сейчас, и многие опасаются, что к тому времени решить вопрос транспортного затора уже не удастся ни нынешнему акиму, ни его наследникам.