Почетный гость фестиваля, заслуженный деятель искусств России, режиссер-мультипликатор Наталья Дабижа.
– Куклы – это каркас и материя, которые должны отвечать требованиям гибкости. А как насчет души куклы, ее образа? Есть ли здесь какие-то методы работы?

– Конечно. Задача режиссера объединить работу аниматоров, так сказать, под одну крышу образа, чтобы персонаж не разваливался. Например, Фигаро из мультфильма «Севильский цирюльник» искрометный, подвижный, а Бартоло тяжеловесный, переваливающийся. Каждый аниматор, работая в рамках общей задачи, привносит что-то свое, у него должен быть свой почерк. И это не во вред, хорошие аниматоры обогащают образ, каждый из них находит свою краску, и образ становится богаче.
– Как вы находите образы?
– В процессе чтения материала. Как художник рисует картину? Пропускает через себя. Так и здесь, наша профессия близка к актерству. Режиссер проигрывает кино в себе, чтобы потом выйти на съемочную площадку и реализовать с помощью других людей. Поскольку я аниматор, мне было легче. Я знала, сколько движений здесь нужно по ритму. Мне помогала музыка. Следишь за музыкальными тактами и знаешь, что в этой сцене кукла должна сделать вот это. В «Севильском цирюльнике» музыка осуществляла свой диктат.
– Вы слушали музыку, голоса и создавали для них образы?
– Озвучивание происходит раньше создания образов. Например, режиссер Иван Уфимцев сам из актеров и хорошо чувствует актерские вещи. Он всегда давал возможность и актерам, и аниматорам выразить себя.
– Сейчас в Голливуде наблюдается тенденция делать героев мультфильмов похожими на актеров, их озвучивающих, на образы, которые они создали в художественном кино.
– Мне нравится этот прием. Когда снимались «38 попугаев», движения попугая нашел Юрий Норштейн. Тогда директором студии «Союзмультфильм» был подвижный и шустрый Иосиф Яковлевич Боярский. Гротескно усилив эти черты, Норштейн нашел для попугая походку с остановками. У нас даже был мультфильм «Полигон», который делал Анатолий Петров. В нем действующими лицами стали Жан Габен, Ален Делон, Марлон Брандо. Когда мы работаем с художником над образом, мы отталкиваемся от лиц знакомых актеров.
Интервью взяла Агния Левская