Как закалялся обруч

Павел Грудницкий
16 октября 2006, 00:00

Казахстанские бизнесмены вынуждены вести патентные войны, стараясь отстоять права на спортивный тренажер Gymflextor. Цена вопроса – товарооборот в десятки миллионов долларов в год

Тренажерный зал за 50 долларов. С таким рекламным слоганом Ержан Мукенев вышел на рынок спортивных товаров в 2002 году со своим изобретением «Надувной обруч-топ» – многофункциональный снаряд, позволяющий выполнять около 100 упражнений. Товар нашел своего покупателя сравнительно быстро. На сегодня в общей сложности продано около 400 тыс. надувных обручей. Но разработчик оказался не готов к глобальной конкуренции между производителями своего изобретения. Компания Global Top Sport System вынуждена вести коммерческую войну с пиратами и компаниями, получившими право на производство уникальных тренажеров.

Уроки геометрии

Первую публичную демонстрацию многофункционального тренажера для широкой общественности Ержан Мукенев организовал в программе про изобретателей на одном из казахстанских телеканалов в 2000 году. Журналисты, снимавшие программу, больше реагировали на харизму разработчика и его глобальные планы по выводу Казахстана в число законодателей моды в мире спорта, нежели на само изобретение. Закольцованный шланг с ниппелем, обтянутый велосипедной камерой, не вызывал ассоциаций с модой и вообще с чем-то принципиально новым – единственное, что удивляло, сколько упражнений выжимает из незамысловатого предмета его создатель.

Еще подкупал теоретический подтекст надувного обруча. «У меня возникла очень простая идея. В геометрии есть две популярные формы – шар и круг. Шар – это криволинейная поверхность первого порядка, круг – второго. Эластичный шар, надутый воздухом, то есть мяч – это фундаментальный предмет современного спорта. Но круг особо в спорте не используется. Эластичный надувной круг применяют только для плавания, и все. Я прикинул, если создать оптимальный круг, то он по геометрической аналогии может стать сверхпопулярным снарядом. Так я разработал топ-обруч как многофункциональный тренажер, рассчитанный на работу с разными группами мышц», – рассказывает Ержан Мукенев.

Первые продукты собирались в домашних условиях. Первые продажи – на универсальном рынке Алматы. В качестве базового сырья использовался резиновый армированный рукав, который применяется в пневматике, – упругий шланг 6 см в диаметре. Поверхностным слоем служили велосипедные камеры. Это были малопривлекательные снаряды, напоминающие больше скрученный шланг. Мукенев лично демонстрировал перспективы тренажера на базаре: несколько упражнений на руки, ноги, шею, а также объяснял, как надо крутить снаряд весом в 3 килограмма. Больше всего на эластичный обруч западали склонные к полноте женщины, озабоченные поиском рецептов похудения. Автор тренажера обещал быстрое сжигание излишков веса при ежедневном вращении эластичного обруча по 10 минут. В день удавалось продавать по 3–5 снарядов, одновременно шел поиск инвесторов для проекта – от спортивных магазинов и федераций различных видов спорта до лечебно-профилактических учреждений. В общей сложности список предложений о партнерстве перевалил за сотню. После двухлетних мытарств появился бизнес-ангел – типичный сценарий венчурного happy end'а.

Инвестиции в криволинейную поверхность второго порядка

 pic_text1 Фото — Азиз Мамиров
Фото — Азиз Мамиров

Знакомый решился вложить в проект Мукенева 20 тыс. долларов. Бизнес разделили 50 на 50. В 2002 году появилась компания Global Top Sport System по производству спортивных тренажеров, с уставным капиталом в 20 тыс. долларов и интеллектуальной собственностью, которую позже банки оценили в 750 тыс. долларов как залоговое имущество на двухсоттысячный кредит. Стартовый капитал ушел на аренду производственного помещения, отдела в алматинском ЦУМе, закуп сырья, наем рабочих и съемку видеоролика. В центральном универмаге предприниматели поставили телевизор, где беспрерывно крутили видеоинструкцию – атлеты с эластичным обручем демонстрировали десятка полтора упражнений. Уже через месяц объем продаж вырос до 15 экземпляров в день. Предприниматели по отработанной технологии открыли новые точки сбыта. Снаряд охотно закупали и спортивные магазины. Мукенев зарегистрировал торговую марку эластичного обруча – Gymflextor – сначала в Казахстане, затем и в Российской Федерации.

За несколько месяцев телевизионная версия семейной разминки с круглым снарядом на городском ТВ-канале обеспечила геометрическую прогрессию роста объема продаж. За полгода компания продала около 6 тыс. тренажеров в Алматы по средней цене 5 тыс. тенге за один комплект. Gymflextor позиционировался как компактный тренажерный комплекс, предназначенный фактически для любой группы мышц, и как эффективное средство для похудения. При соблюдении рекомендаций производители обещали сужение талии на 12 см в первый  месяц. Наглядное подтверждение на ТВ обеспечивали стройные девушки из шейпинговых центров. В 2003 году эластичный обруч в пределах Алматы стал топовым тренажером в силу своей лояльности к потребительским возможностям – все в одном при доступной цене плюс компактность и легкость в обращении. Мужчины хотели экономить на тренажерных залах и спортивных снарядах, женщины пытались приблизить свои фигуры к телевизионным образцам. С выходом разминки в республиканском эфире Gymflextor стал покорять любителей здорового образа жизни по всей территории Казахстана – за второй год своего существования компания продала уже 18 тыс. комплектов, причем временами на рынке наблюдался дефицит. Производители физически не успевали за спросом. Специфика производства – сырье закупали по предоплате, а товар отдавали под реализацию, к тому же единственный казахстанский производитель армированных рукавов, завод в Саранске, не мог обеспечивать сырьем в полном объеме.

Сверхскоростной старт-ап

В 2003 году компания приняла решение о расширении своего бизнеса. В производственном цехе, расположенном на территории завода имени Кирова в Алматы, работало 15 человек, каждый из них по технологии мог собирать до 50 тренажеров в день. За 2 года капитализация компании увеличилась почти в 20 раз. Рентабельность, по оценкам основателей бизнеса, составляла около 500% в год. Первоначальные инвестиции окупились за 9 месяцев.

 pic_text2 Фото — Азиз Мамиров
Фото — Азиз Мамиров

Новый тренажер открывал бескрайние коммерческие перспективы – абсолютно свободная ниша на рынке спортивных товаров, так как близких аналогов ему попросту не было, впрочем, нет и сейчас. По прогнозам бизнесменов, емкость казахстанского рынка составляла около 30–35 тыс. тренажеров в год. В 2004-м компании удалось реализовать в республике 27 тыс. эластичных обручей. По мере расширения объемов продаж Ержан Мукенев усовершенствовал тренажер. Обычный газовый рукав высокого давления не удовлетворял требованиям нового продукта. Много времени уходило на доводку основного комплектующего, поступал большой процент бракованной продукции. Мукеневу пришлось разработать собственную конструкцию армированного рукава для производства Gymflextor'а. Изобретатель добавил ряд новых упражнений, доведя их до 150. Сам обруч получил дополнительный апгрейд – ремни для фиксации различных форм, специальные подушечки для защиты мягких частей тела. Также был расширен спектр цветовых решений в угоду вкусовым предпочтениям потребителей – от ярко-полосатых до однотонных. Перед разработчиком встала главная задача – сделать Gymflextor таким же популярным, как скакалка, штанга или мяч.

Идея покорения мира эластичной фигурой криволинейной поверхности второго порядка приобрела вполне предсказуемые методы продвижения: инвестиции в рекламу универсального тренажера, последовательное расширение производства за счет привлечения дополнительных инвестиций. Соседние рынки сулили Мукеневу рост прибыли уже на порядок выше.

«Уровень жизни в России не ниже, чем в Казахстане, а численность населения в 10 раз больше. Если мы в Казахстане можем продавать 27 тыс. тренажеров, то в России минимум 200 тыс. в год, а при массированной рекламе – 300 тыс., – вспоминает свои экономические расчеты Мукенев. – В Китае, при учете сравнительно низкого уровня жизни, мы могли бы продавать миллион – полтора миллиона комплектов ежегодно. К тому же мы рассчитывали выйти на рынки Италии, Украины, Канады».

Масштабный развод

Экспортные поставки Global Top Sport System начали с России. В ноябре 2003 года первая партия, 3000 тренажеров, была отправлена в Новосибирск и разошлась там за считанные месяцы. Стратегию превращения странового бизнеса в глобальный Мукенев решил реализовать за счет запуска автономных компаний на каждом страновом рынке. Предполагалось создать сеть производителей Gymflextor по всему миру, в каждом самостоятельном подразделении изобретатель рассчитывал иметь контрольную долю за счет своей интеллектуальной собственности и своих капвложений. Такая схема казалась менее затратной, нежели создание одного предприятия, экспортирующего обручи в разные страны. Для быстрого географического роста не хватало оборотных средств. Казахстанский максимум продаж в год ограничивался миллионом долларов. Ахиллесовой пятой Global Top Sport System стало отсутствие профессиональных менеджеров, имеющих опыт ведения крупных коммерческих проектов. Gymflextor был коммерческим дебютом Мукенева. Экономический прыжок компании во многом обеспечивался отсутствием конкурентов. Никто в мире не мог предложить сотню упражнений в одном тренажере, цена которого не превышает 50 долларов. Еще один фактор, не учтенный изобретателем, – разные правила игры на рынках.

По оптимистичным расчетам Мукенева, объем годовых продаж в России мог превысить 10 млн долларов. После первой реализации тренажеров в Новосибирске нашлись инвесторы, пожелавшие создать совместную компанию по производству обручей. Летом 2003-го Мукенев наладил производство тренажеров в России при участии партнеров. За год было продано 13 тыс. тренажеров, в 2004-м – уже более 100 тыс. К 2005 году автор многофункционального тренажера планировал производить для российского рынка 200 тыс. Gymflextor'ов, а полученную прибыль направлять на освоение  других рынков. Но в реальности сработал самый пессимистичный вариант. Пока Мукенев налаживал бизнес в новых странах, его вывели из российского бизнеса. Судебные иски не дали результатов. В настоящее время инициирована процедура аннулирования приоритетного права Мукенева на производство обручей в России. Бывшие партнеры по бизнесу опротестовали защитные действия евразийского патента на «Надувной обруч-топ» на территории РФ, который был выдан Евразийским патентным ведомством два года назад. Пока идут судебные разбирательства в России, там появилось несколько торговых марок «Надувного обруча-топ»: кроме известной Gymflextor продаются «Жимфлекстор», «Сделай тело», «ЖИМФЛЕКСТОР Sdelai telo». Каждый иск Мукенева превращается в смерть одного клона производителя обруча и рождение другого при неизменной производственной базе на одном из бывших военных заводов в Новосибирске. Мукенев не может возвратить ни свои активы, ни законные права на интеллектуальную собственность. За время коммерческой войны между старым и новыми производителями на российский рынок хлынула контрафактная продукция из Китая. Объем продаж официальных производителей резко сокращается, у них не хватает средств на формирование рынка. Можно предположить, что затянувшиеся споры позволят теневым игрокам отвоевать значительную долю на рынке Gymflextor'ов.