Автор книги в предисловии объясняет повод ее написания социальным заказом акимата города Алматы. Однако подлинной причиной изучения деятельности ученого эпохи классического ислама видится другое. «Как философ, – пишет автор, – он (Аль-Фараби. – В.В.) занимался фундаментальными проблемами философии, при этом как исламский философ он ставил во главу угла вопрос о счастье».
Эта книга полностью опровергает мнение о том, что в отношении Аль-Фараби уже почти все изучено. Философия не может быть разложена по полочкам и пережевана, если она действительно философия. А сочинения философа из Отрара восхищали авторитетов его современности – Ибн Сину, Моисея Маймонида и Роджера Бэкона и ссорили ученых ХХ века с мировым именем – Мухсима Махди, Ибрагима Мадкура, Лео Штрауса, пытавшихся найти общий знаменатель в сочинениях философа, контексте его эпохи и скупыми сведениями его жизни.
Абу Наср аль-Фараби родился около Отрара и завершил свой жизненный путь в Дамаске. На протяжении всей жизни он занимался науками, сменял роль странника ученичеством и никогда не упускал возможности постижения тайн мудрости. В книге прослеживаются этапы духовного роста Аль-Фараби, начинающегося с физической зрелости ученого. Здесь исследуются его отношение к исламским традициям в образовании, мировоззрении и общественной жизни, его энциклопедизм, историко-философские истоки его мировоззрения. Исследование личности прихотливо переплетается с постижением времени. Обрисовываются цивилизационные и культурные интенции арабского халифата, развитие арабо-мусульманской науки, искусства и философии.
Книга А. Азимхан глубоко психологична. Автор размышляет, следует за мыслью великого философа, а не изрекает прописные или вечные истины. По мнению автора, философ считал себя гражданином гигантской империи, он видел мир и человеческое общество как единый организм, в котором высшим принципом является подчинение космическим законам. Читаешь, и сам собой вспоминается гренадер из повести «В чем моя вера?» Льва Толстого, который воинский устав считает выше Евангелия. Ведь в нашем обществе вознесение воинского, чиновничьего или корпоративного устава над правилами «добродетельного народа» – вовсе не редкость. В этом и Аль-Фараби, и Толстой современнее нас.
Анель Азимхан написала книгу о живом человеке – вечном страннике и пытливом мыслителе. Его мысли воспринимаются как нечто абсолютно современное, и лишь форма выражения отсылает читателя к началу Средневековья. «Счастье по Аль-Фараби, – пишет автор, – это предел человеческого совершенства, при котором человеческая душа поднимается до такой степени бытия, когда она больше не нуждается в своем существовании в материи…» Разве мы, люди XXI столетия, в этом не сомневаемся?
В приложении представлена первая публикация перевода трактата Аль-Фараби, осуществленная российскими учеными Тауфиком Камелем Ибрагимом и Натальей Ефремовой.