В середине минувшей недели президент Киргизии Курманбек Бакиев внес на рассмотрение в парламент новую редакцию Конституции страны, в соответствии с которой президентская форма правления в стране меняется на президентско-парламентскую. Речь идет о значительном ослаблении позиций президента: в соответствии с внесенными изменениями киргизский парламент теперь, к примеру, назначает правительство и премьер-министра страны. Фактическим главой государства становится премьер-министр, избираемый парламентом, за президентом же остаются чисто представительские функции. Впрочем, глава государства оставил за собой право не согласиться с выбором парламента, но подобное условие кажется, скорее, формальностью: становится очевидным, что в ближайшие годы Киргизия будет жить по законам, которые устанавливает толпа. И если Курманбек Бакиев в будущем предпримет какие-либо действия, которые не понравятся его оппонентам, Киргизию вновь захлестнут многотысячные манифестации.
Повторение пройденного
По сути, то, что происходило в Киргизии с начала ноября, – повторение сценария государственного переворота полуторагодичной давности, в результате которого к власти пришел Курманбек Бакиев. Митинг оппозиции на центральной площади Бишкека (в отдельные дни его численность превышала 10 тыс. человек), призывы к свержению власти и агрессивные действия в отношении государственных служащих. Но если 24 марта прошлого года экс-президент страны Аскар Акаев не решился применить силу в отношении митингующих, то ныне Курманбек Бакиев открыто заявил, что он не Акаев и будет отстаивать свою власть любыми средствами. В Бишкек были стянуты отряды специального назначения из Ошской области Киргизии, чтобы избежать возможного перехода на сторону оппозиции столичных милиционеров, как это было прежде.
Неделя противостояния запомнилась не столько митинговыми страстями, сколько тем, как непоследовательно вели себя власти Киргизии. Сначала было заявлено, что действия оппозиции нелегитимны. Затем прошла информация, что официальный Бишкек все же готов к переговорам. Но часть депутатов начала формирование так называемого Учредительного собрания, которое должно было принять новый Основной Закон страны. И тут же началось обострение. Курманбек Бакиев заявил «о незаконности всех предпринятых парламентом действий, направленных на узурпацию власти». Его поддержал Феликс Кулов: «Действия той части депутатов, которые пытаются инициировать принятие новой Конституции не предусмотренным законом порядком, не только выходят за рамки правового пространства, но и создают недопустимый политический прецедент. Это не что иное, как открытое намерение захвата власти антиконституционным способом». Но уже через день все эти громкие заявления были дезавуированы сообщением, что президент страны под давлением оппозиции выносит на обсуждение в парламент вариант Конституции, в которой учтены требования оппозиционеров. Курманбек Бакиев фактически признал свое поражение. Оппозиция согласилась с тем, что нынешний состав правительства во главе с премьер-министром Феликсом Куловым останется и будет работать. Президент и парламент страны, как предполагается, тоже будут работать до конца своего выборного срока – 2010 года.
Уставшая страна
Когда страна выйдет из кризисной ситуации, сейчас неясно. Можно предположить, что отныне оппозиция, почувствовавшая свою силу, будет и в дальнейшем диктовать свои условия киргизским властям. Тем более что результаты правления Бакиева откровенно не впечатляют. И если в первые месяцы работы все проблемы можно было сваливать на прежнюю власть, в этом году стало ясно, что команда Бакиева не справляется с управлением страной. Киргизию начали сотрясать коррупционные скандалы, часть бывших сторонников президента открыто перешла на сторону оппозиции. Макроэкономические показатели снизились в разы, критическую ситуацию удалось разрядить только благодаря абсолютно успешному туристическому сезону. По мнению лидера киргизской оппозиции Омурбека Текебаева, за прошедший год Курманбек Бакиев убедительно доказал, что его методы правления и отношение к власти ничем не отличаются от того, что было при Аскаре Акаеве.
«Если президент Бакиев обманет нас, мы будем готовы пойти на крайние меры», – говорит депутат Темир Сариев, однако не уточняет, какие именно крайние меры он имеет в виду. Поэтому действующему президенту предстоит сделать сложный выбор. Если он согласится на все требования оппозиции (кроме, конечно, своей отставки), он однозначно проиграет. А значит, его политическое будущее, и без того не раскрашенное яркими красками, становится неопределенным. Таким же неопределенным становится и будущее всей страны. В интервью «Интерфаксу-Казахстан» директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев заявил, что активность экстремистских организаций в Кыргызстане за прошедший год увеличилась, и если в Киргизии начнется новая революционная борьба за власть, последует недоверие населения вообще ко всем политикам и течениям. «Тогда нельзя исключать того, что к власти могут прийти силы, представляющие экстремистские организации, что повысит региональные риски», – считает политолог.
Бишкек