– Существуют ли в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие риелторскую деятельность? Каким образом осуществляется государственный надзор на этом рынке?
– На сегодня в Казахстане не принят закон о риелторской деятельности, развитие рынка риелторских услуг, можно сказать, пущено на самотек. Кроме налоговой службы, деятельность риелторских компаний не контролирует ни один госорган. До сих пор не определен правовой статус риелтора. Агентства фактически являются субъектами малого и среднего бизнеса и поэтому подпадают под законодательство, регулирующее эту сферу, но безотносительно к специфике нашей прямой деятельности. На занятие оценочной деятельностью мы должны получить лицензию, для посреднической деятельности на рынке недвижимости лицензирование пока не предусмотрено. Принятие закона назрело, есть в этом определенная заинтересованность и со стороны госорганов, однако о многом говорит тот факт, что проект закона инициирован снизу, то есть самими риелторскими организациями.
Работать на рынке риелторских услуг становится непросто. Появляется все больше «серых» и «черных» маклеров, оказывающих неквалифицированные услуги, тем самым подрывая доверие в обществе в целом к институту риелторов. «Серый» маклер обычно нигде не зарегистрирован, не платит налогов. Свою задачу он видит в том, чтобы свести продавца и покупателя недвижимости и взять за эту услугу небольшую плату, в то время как риелторские компании предлагают комплекс услуг – от проверки правоустанавливающих документов на недвижимость и составления кредитного досье для получения ипотеки до оформления сделки. И при этом несут ответственность за свои действия. «Серые» же риелторы ни за что не отвечают.
– Повысит ли закон ответственность риелторов перед клиентами? Будет ли введение лицензирования способствовать уходу с рынка «серых» маклеров?
– Это самый острый вопрос, по которому идут споры среди участников рынка. Инициаторы законопроекта предлагают передать лицензирование или сертификацию риелторской деятельности общественным организациям, то есть ассоциациям риелторов, конечно, с участием представителей госорганов. Другое дело, что выдавать – лицензию или сертификат. Государство, как известно, старается уменьшить число лицензируемых видов деятельности. В России, например, было введено лицензирование. Выдача лицензий приняла коррупционный характер, лицензии покупались даже теми, кто особо не беспокоился о качестве услуг. «Серые» и «черные» маклеры с рынка так и не ушли. В России мощная общественная организация – Российская гильдия риелторов – ввела добровольную сертификацию. РГР не обязывает риелторов ее проходить в обязательном порядке, но борется за то, чтобы в ее рядах как можно больше было сертифицированных агентств недвижимости. Причем получить сертификат непросто, существует целая процедура для ее получения, прописано множество требований для агентств, желающих иметь сертификат.
– При введении сертификации, очевидно, встанет вопрос о квалификационных требованиях к кандидатам. Где сегодня можно получить специальность риелтора?
– Ни одно высшее учебное заведение Казахстана не готовит таких специалистов. В России и Украине уже появились профильные вузы. У нас, по существу, такой профессии нет. Риелторами работают люди с самым разным образованием: бухгалтера, преподаватели, юристы, экономисты. Лишь при некоторых компаниях действуют курсы. Тем не менее в рынок вступает все больше участников. Риелтор-профессионал на сегодня – большая редкость.