– На мой взгляд, правительство Казахстана проводит мудрую политику умеренного регулирования. Если бы вы решили с завтрашнего дня проводить политику open sky, т.е. открыть воздушное пространство для всех, то я вас уверяю, что через месяц здесь бы было такое количество авиаперевозчиков, которые бы не приносили никакой пользы ни Казахстану как государству, ни его казне. Конечно, какая-то польза была бы для пассажиров, которые могли бы покупать билеты за 10-ю часть того, что они покупают сейчас. Но при этом остаются вопросы безопасности и регулярности перевозок, комфорта и качества сервиса – а это все стоит денег. А так как правительство проводит политику умеренного регулирования, естественно, доходы от авиаперевозок являются соответствующими, и у государства есть средства, которые мудро инвестируются в развитие инфраструктуры регионов.
Тот факт, что в Казахстане пока нет low-cоst перевозчиков – результат той же политики. Конкуренция – это, конечно, хорошо, но конкуренция бывает как конструктивной, так и деструктивной – когда не развивается инфраструктура, когда все летают, как говорят в Германии, «за яйцо и яблоко», и в этом ничего хорошего нет. Образно говоря, если раньше было три авиакомпании, и все они зарабатывали деньги, то при появлении 30 перевозчиков автоматически снижается уровень комфорта, регулярность и пунктуальность авиаперелетов. Пассажиры стали платить меньше, а авиакомпании перестали зарабатывать. Может быть, в перспективе, когда казахстанский рынок авиаперевозок станет более зрелым, вхождение на рынок low-cost перевозчиков возможно. Но на данный момент, я считаю, Казахстан еще не созрел для этого. Дело в том, что авиакомпании работают с очень низкой маржой. Например, Lufthansa, перевозя огромное количество пассажиров, имеет доход не более 3% в год. В этом году мы заработаем 750 млн евро, и если в течение последних месяцев цены на билеты упадут хотя бы на 5 евро, то мы закончим год с нулевой прибылью.
В этом году пассажиропоток нашей авиакомпании в Казахстане увеличился на 35% по сравнению с прошлым годом. Следующий год будет тоже сильным, я не вижу никаких причин для стагнации в Казахстане, потому что экономика республики, несмотря на свое стремительное развитие, в отличие от многих стран СНГ, еще не достигла своего пика.
Если правительство Казахстана будет придерживаться той же политики, то рост будет. Будет ли он 35-процентным, сейчас сказать сложно. Ведь практически невозможно предугадать, когда наступит насыщение рынка, сейчас он, по моему мнению, насыщен на 60–70%. Но думаю, что в следующем году можно ожидать 20-процентного роста.