Шире круг

Андрей Чеботарев
18 декабря 2006, 00:00

Рижский саммит НАТО показал, что альянс нацелен на расширение «круга свободы» как в Европе, так и во всем мире. Казахстану отводится роль ключевого партнера в Центральной Азии

Еще перед началом саммита НАТО, который в этом году прошел в Риге, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила, что одной из основных целей этого мероприятия является демонстрация того, «что НАТО жив, у него всё хорошо, и он приспосабливается к меняющемуся миру». В справке Белого дома о саммите НАТО 2006 года сказано, что «одна из главных обязанностей НАТО – укреплять и расширять круг свободы в Европе». Расширить этот круг НАТО, конечно, сможет. Фактически он уже расширен за пределы Европы – военная миссия в Афганистане выполняется натовцами. Наиболее вероятными кандидатами на пополнение НАТО являются Албания, Македония и Хорватия. Кроме того, участники рижского саммита приняли решение пригласить Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию присоединиться к программе «Партнерство во имя мира». В отношении Грузии и Украины альянс пока решил ограничиться «интенсифицированным диалогом».

Некоторые из американских экспертов уже давно предлагают не ограничиваться Европой, а превращать НАТО в глобальную структуру, включая туда Австралию, Японию и Южную Корею. Именно в этом русле лежит так называемая рижская инициатива «Глобальное партнерство», которая позволит НАТО «проводить совместную подготовку, совместные учения и единое оборонное планирование со странами, подобными Японии и Австралии, которые разделяют ценности НАТО и хотят работать с нашим альянсом во имя мира».

Отсутствие единства

А вот с безопасностью в виде круга или каких-то других геометрических фигур дела у альянса обстоят намного хуже. В ближайшем номере журнала Foreign Affairs появится статья известного эксперта по Афганистану Барнета Рубина из Центра международного сотрудничества при Нью-Йоркском университете (пока эта статья выложена только на сайте журнала). Его самый общий вывод такой: афганский народ не верит нынешнему правительству, но и возвращения Талибана не хочет. Следовательно, НАТО и мировое сообщество должны удвоить свои усилия, утроить свою помощь, увеличить численность натовского контингента. Рубин пишет: «Будущее НАТО зависит от успешности его первой операции за пределами Европы». Это хорошо понимают и в Брюсселе.

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер сообщил, что альянс намерен расширить свое присутствие и боевую активность в Афганистане. В частности, действующие в этой стране под его эгидой международные силы содействия безопасности (ИСАФ), состоящие из 20 тыс. военнослужащих, в начале 2007 года будут увеличены на один польский и три американских батальона. В начале декабря в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Брюссель состоялась его встреча с генсеком НАТО. Судя по пресс-релизам, она носила протокольный характер, вопрос о направлении в Афганистан наших воинских частей не поднимался. Однако попросить нас об этом могут, тем более что мы и сами несколько лет назад заявляли о готовности направить наш Казбат на помощь ИСАФ.

НАТО будет заниматься вопросами энергетической безопасности

Вместе с тем именно афганский вопрос продемонстрировал отсутствие полного единства между членами блока. Так, например, Германия, Испания, Италия и Франция, несмотря на присутствие своих военнослужащих в составе ИСАФ, отказываются расширять данные контингенты, а также посылать своих солдат в поддержку их иностранных сослуживцев, ведущих боевые действия на юге Афганистана. Канада же вообще пригрозила вывести оттуда свои войска, поскольку общественное мнение неоднозначно оценивает участие страны в затянувшейся контртеррористической операции и не хочет мириться с потерей своих граждан.

Кроме того, в документах по итогам саммита появилось утверждение, что «безопасность НАТО может быть ущемлена прекращением поставок жизненно важных ресурсов». Инициатором принятия данной позиции выступил председатель Комитета по иностранным делам сената США Ричард Лугар, призвавший дать «консолидированный ответ на энергетический удар России». Таким образом, НАТО теперь будет активно заниматься вопросами энергетической безопасности.

Самый активный партнер НАТО

Итоги рижского саммита НАТО не могут так или иначе не отразиться на взаимоотношениях альянса с Казахстаном. Не будучи участником этого мероприятия, наша республика тем не менее была отмечена на нем в качестве страны, с которой альянс имеет высокий уровень отношений. В целом, на саммите было озвучено намерение НАТО расширять сотрудничество с государствами Центральной Азии.

Надо отметить, что взаимоотношения между Казахстаном и НАТО развиваются весьма интенсивно. В частности, в октябре 2005 года вступило в силу подписанное еще в июле 1996 года Соглашение безопасности между РК и НАТО. Данный документ направлен на закрепление взаимных обязательств сторон по защите чувствительной информации, обмениваемой при взаимодействии в рамках программы «Партнерство во имя мира».

На более высокий уровень развития отношений стороны вышли в январе 2006 года, утвердив индивидуальный план действий «Партнерство» (ИПДП) в формате «НАТО+Казахстан». По сообщению пресс-службы Минобороны РК, содержательная часть плана направлена на укрепление региональной и международной безопасности, углубление процесса трансформации ВС РК, повышение оперативной совместимости, сотрудничество в области борьбы с терроризмом, чрезвычайного гражданского планирования, науки и экологии.

Нельзя не отметить, что Казахстан первым из центральноазиатских стран вышел на такой уровень сотрудничества с НАТО. Примечательно, что хотя ИПДП преимущественно направлен на развитие сотрудничества сторон в сфере обороны и безопасности, в нем отражены и такие сферы взаимодействия, как развитие демократии, соблюдение прав человека, обмен информацией о законодательных инициативах, содействие Казахстану в выдвижении его кандидатуры на пост председателя ОБСЕ в 2009 году и т.д.

В сентябре этого года с рабочим визитом в Казахстане находилась делегация международного штаба НАТО во главе со спецпредставителем генерального секретаря альянса по странам Центральной Азии и Кавказу Робертом Симмонсом. Делегация побывала в районе проведения международных антитеррористических учений «Степной орел-2006», которым ее представители дали высокую оценку. В октябре в Брюсселе состоялась встреча находящегося здесь с официальным визитом министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева с генсеком НАТО. В ходе этой встречи были обсуждены вопросы регионального сотрудничества в области реконструкции Афганистана, противодействия терроризму, экстремизму, наркобизнесу и т.д. При этом Схеффер отметил вклад Казахстана в обеспечение стабильности и безопасности в регионе и мире в целом.

Генсек НАТО затруднился дать ответ на вопрос о будущем военной базы в аэропорту «Манас» в Киргизии, которая, по его словам, «имеет очень важное значение для обеспечения операции альянса в Афганистане». Судя по всему, такая заминка объясняется существенным увеличением киргизским руководством размеров платы за аренду данной базы, что не могло не встревожить арендаторов, то есть США. К тому же в Киргизии наблюдается возрастание российского влияния, что рано или поздно может поставить точку в пребывании американских военнослужащих и в этой стране.

Учитывая такие проблемы в отношениях НАТО с ближайшими соседями Казахстана и поступательное развитие сотрудничества с ним самим, не исключено, что альянс в процессе продвижения своих интересов в центральноазиатском направлении сделал основную ставку на нашу республику. Во всяком случае, перенос НАТО основного потенциала своего сотрудничества со странами Центральной Азии с Узбекистана, который в свое время считался чуть ли не оплотом альянса в регионе, на Казахстан обретает свои реальные черты все больше и больше. В связи с этим НАТО вполне может приложить все усилия для содействия Казахстану в его продвижении на роль регионального лидера.

В то же время в силу тесных двусторонних взаимоотношений, а также своих обязательств в рамках ОДКБ и ШОС Казахстан не может совсем не считаться с тем, как на его отношения с НАТО будет смотреть Россия. В частности, некоторые сложности могут возникнуть в случае вовлечения альянсом Астаны в процесс оказания энергетической поддержки Тбилиси. А такое предложение, учитывая нефтегазовый потенциал Казахстана и его хорошие отношения с Грузией, вполне может ему поступить из Брюсселя. Положительный же отзыв неизбежно встретит отрицательную реакцию из Москвы.

Поэтому кое в чем Казахстану, видимо, все же придется ограничить свои отношения с НАТО. С другой стороны, он вполне может сыграть роль своего рода моста между альянсом и Россией в плане налаживания их отношений друг с другом. В том числе, например, для положительного решения вопроса об отмеченном выше возможном взаимодействии между НАТО и ОДКБ. В любом случае шансы Казахстана повысить уровень своего влияния на процесс международных отношений сквозь призму сотрудничества с Североатлантическим альянсом увеличиваются.