Новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньяриту о трудностях коммуникации между индивидом и социальной системой. Три истории, рассказанные в фильме «Вавилон», происходят в разных регионах земного шара: в Марокко, на границе США и Мексики и в Японии. Режиссер использует принцип паззла (когда, казалось бы, совершенно разные фрагменты обретают связь, и из них складывается одно панно) и идею эффекта бабочки (теория хаоса – взмах крыла бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом).
Это не просто рассказ о возрастающей сложности мира. Он заставляет задуматься и о причинах этой сложности. Нельзя не заметить, что Иньяриту акцентирует внимание на государственном устройстве и оружии: во всех трех историях задействованы полицейские, а события разворачиваются вокруг охотничьего ружья. «Вавилон» о чеховском ружье, но которое выстрелило в самом начале.
Одна из главных проблем, отражающая сложные реалии современного мира, – взаимодействие индивида, отдельной человеческой личности, и системы. В картине мы видим не только неэффективные, но и асоциальные, преступные действия властей. Американец-турист (его играет Бред Питт), пытаясь спасти раненую жену, сталкивается с отсутствием социальной инфраструктуры в маленьком марокканском селении в пустыне, где есть ветеринар, но нет врача, и вынужден воспользоваться своими каналами, чтобы заставить посольство США принять меры. Посольство угрожает властям Марокко разрывом дипломатических связей. В то время пока раненая женщина (Кейт Бланшетт), истекая кровью, ждет вертолет, который должен доставить ее в больницу, марокканские полицейские, пытаясь найти террориста, стрелявшего в автобус с туристами, действуют без суда и следствия: избивают крестьян, затем, обстреливая мирных людей, убивают невинного подростка. В этом мире полицейские машины приезжают быстрее, чем скорая помощь, а полицейских больше, чем врачей. Система дискредитирует себя в глазах людей, которым должна служить и которых должна защищать. Такое происходит, когда государственные интересы ставятся выше общественных, когда ими прикрывают свои интересы власть предержащие, когда за ними скрывается равнодушная бюрократическая машина.
Два марокканских подростка, получив от отца ружье, чтобы защищать овец от шакалов, развлекаются, не думая о последствиях, стрельбой по движущейся мишени и, попав в автобус с туристами, ранят женщину. Инцидент с туристкой – случайная нелепость?
Богатый японец, любитель охоты, дарит проводнику-марокканцу ружье, которое уже стало причиной трагического события: смерти его жены. Сначала ружье оказывается в руках девочки (дочери японца) и выстреливает роковым образом прямо в голову матери. А затем попадает в руки марокканских мальчишек. Является ли произошедшее просто недоразумением?
Иньяриту посвятил этот фильм своим детям. И действительно, в картине в первую очередь страдают дети, принявшие на свои плечи наследство отцов. «Детям – оружие не игрушка». Но оно не игрушка и взрослым. Страсть взрослых к оружию приводит к тому, что оно становится орудием убийства в руках детей. В картине ружье – символ опасного пути, на который вступило человечество, символ агрессии, покушения на жизнь. Ружье – усовершенствованный камень, брошенный однажды одним соплеменником в другого.
Порядок, основанный на оружии и бюрократии, губит жизни людей. Об этом свидетельствует не только история с гражданами США, «благополучными американцами» (вертолет все-таки прилетает, жизнь героине Бланшетт спасают), но и рассказ о «неблагополучных американцах», о мексиканцах. Няня-мексиканка едет на свадьбу сына с детьми хозяев (герои Бреда Питта и Кейт Бланшетт, с которыми в это время в Марокко приключилась рассказанная выше история), поскольку их не с кем оставить. На обратном пути они сталкиваются с произволом враждебно настроенных к мексиканцам пограничников и неожиданно сами превращаются в нелегалов.
Вывод, который следует из фильма, неутешителен: правоохранительная система, нередко сама провоцирующая и толкающая людей на абсурдные поступки, становится причиной возникновения как локальных, так и глобальных конфликтов.
Трагедия кроется и в системе человеческих отношений. Глухонемая японская девушка страдает от одиночества и испытывает потребность в человеческой близости, но ее сторонятся «нормальные» люди, не слыша и не понимая того, что она хочет сказать. Проще отвернуться и не завязывать сложных отношений с инвалидом. Точно так же действует и бюрократическая машина, не слышащая своих жертв, выдворяющая в фильме мексиканскую няню из страны, в которой та прожила и проработала 16 лет. Жестокосердный, не имеющий лица (в фильме мы видим лишь лицо несчастной рыдающей женщины) служащий миграционной полиции не желает понять проблем и нужд мексиканки. Мексиканцы-нелегалы в США остаются людьми второго сорта, на которых права человека не распространяются.
Что за башню строит человечество? Куда оно идет?
«Вавилон» удостоился трех каннских призов (за режиссуру и монтаж плюс награда экуменического жюри), «Золотого глобуса» за лучший фильм и семи номинаций на «Оскар». Постоянным соратником Иньяриту по-прежнему остается сценарист Гильермо Арриага, с которым он вместе снял нашумевшие «Суку-любовь» и «21 грамм». Съемки картины при бюджете 25 млн долларов проходили во второй половине 2005 года. Звезды Брэд Питт, Кейт Бланшетт и Гаэль Гарсиа Берналь гармонично сочетаются на экране с почти неизвестными и даже непрофессиональными актерами из разных стран, образуя уникальный живой ансамбль. Прекрасная режиссерская и операторская работа. Любителям качественного кинематографа настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм.