Защита авторских прав не справилась со своей задачей, а потому отказ от системы цифрового управления авторскими правами (digital rights management, DRM) принесет пользу не только производителям и продавцам музыки, но и конечным потребителям», – считает г-н Джобс. В случае отказа от DRM музыкальная индустрия получит возможность увеличить продажи, так как музыкальные ритейлоры смогут снизить цены на композиции, что, соответственно, сделает их более привлекательными и увеличит число потребителей. Сами же потребители смогут приобретать музыку вне зависимости от марки плеера в различных интернет-магазинах, то есть смогут выбирать и приобретать музыку из гораздо большего количества источников, начиная с Apple iTunes и заканчивая цифровым магазином Zune, и проигрывать честно приобретенные композиции на любом подходящем устройстве.
Конечно, пока трудно предсказать убытки, которые, не исключено, понесут производители комплексных решений. В накладе могут остаться компании, зарабатывающие на связке определенной системы плеер – цифровой магазин, например iPod-iTunes. Могут активизироваться пираты, которым не придется взламывать коды DRM. И все же в предложении Джобса, соглашаются многие западные аналитики, есть рациональное зерно – отказ от DRM принесет гораздо больше пользы, нежели вреда.
DRM – благо?
Уже седьмой год подряд мировой рынок музыки испытывает не самые лучшие времена. В 2006 году он сократился на 3%, несмотря на то что доля цифровой музыки увеличилась до 2 млрд долларов (рост составил 200% по сравнению с 2005 годом, но не стал рекордным – в 2005 году он достигал 400%). Надежды на то, что продажи цифровой музыки компенсируют спад на рынке обычных музыкальных компакт-дисков, также не оправдались.
В крушении бизнес-надежд владельцы музыкальных магазинов винят пиратов, которые обеспечивают потребительский спрос в ряде случаев бесплатно. По словам Дэвида Пакмана, генерального директора службы eMusic, второго по величине магазина после iTunes на американском рынке, «крупные игроки, пытаясь бороться с дармовщиной, препятствуют также и росту легального рынка». Введение DRM хотя и привело к резкому снижению количества пиратских копий в сети, но также породило несколько серьезных проблем, которые и являются той самой палкой в колесе мировой музыкальной индустрии.
Во-первых, концепция DRM предусматривает интеграцию в цифровые музыкальные файлы особых кодов, ответственных за проверку подлинности приобретаемого конечным пользователем материала. Как следствие, каждая из фирм-производителей старается держать этот код в секрете, чтобы он не смог попасть в руки пиратов, а значит, массовые производители плееров (такие как iAudio, iRiver или NEXX) не могут встраивать в свои плееры его поддержку. Кроме того, DRM бьет и по владельцу оцифрованного музыкального произведения. Так, компания Sony два года назад стала внедрять систему DRM в свои музыкальные диски. Эта система приводила к возникновению уязвимых мест в пользовательском антивирусном программном обеспечении, в результате компания была вынуждена отозвать все диски с рынка уже через несколько месяцев продаж, понеся довольно чувствительные убытки.
«В музыкальной отрасли, впрочем, как и во многих других, необходимо единство форматов», – говорит г-н Пакман. А в условиях соблюдения секретности кодов DRM разных производителей о едином формате речи быть не может. И это вторая проблема, возникшая с внедрением систем DRM: цифровую музыку, защищенную DRM и приобретенную, например, в интернет-магазине Rhapsody, нельзя воспроизводить на плеерах iPod. То же самое происходит и с другими интернет-магазинами.
Оба этих фактора – многообразие DRM и отсутствие единого формата – привели к охлаждению интереса покупателей к цифровой музыке. А ведь когда эта технология появилась, ее популярность была невероятно высокой. По прогнозу Международной ассоциации звукозаписывающей индустрии (IFPI), ближайшие три года вряд ли стоит ожидать роста на рынке цифровой музыки – если он и будет, то весьма незначительный.
Не без задней мысли, конечно
Со своей инициативой Стив Джобс выступил вскоре после завершения ежегодного съезда представителей музыкальной отрасли, проходившего в Каннах в конце января этого года. На своем форуме гиганты мировой музыкальной индустрии обсуждали, в частности, и судьбу DRM. В качестве альтернативы, например, они предлагали упорядочить рынок peer-to-peer (при помощи p2p программного обеспечения, eDonkey, eMule или BitTorrent, пользователи сети могут обмениваться файлами напрямую, избегая использования интернет-серверов) так, чтобы пользователи могли рекомендовать своим знакомым те или иные композиции, получая либо процент с продажи цифровой музыки, либо возможность бесплатно скачивать музыкальные композиции. Но даже идея заинтересовать меломанов промоутерством какого-либо конструктивного наполнения на съезде не получила. Собравшиеся пожаловались друг другу на положение дел, пофантазировали, как бы было здорово навести порядок, съели пару сэндвичей и разъехались по своим засекреченным DRM-секторам.
Стиву Джобсу это пустопорожнее времяпрепровождение, видимо, надоело. Предложение было явно не спонтанным. В Apple, конечно, просчитали все выгоды и от единства форматов, и от совместимости с потребительской электроникой. Что касается пиратства, то г-н Джобс резонно заметил – пиратство будет всегда, какие бы препоны производители цифровой музыки ни ставили. Увеличение уровня музыкального пиратства на 3% или чуть больше практически ничего не решит.

И все же, при всей очевидной разумности предложения, глава Apple не все договаривает. За благими намерениями и заботой о судьбе музыкального рынка скрываются и сугубо личные мотивы. По данным сингапурской компании – продавца цифровой музыки SoundBuzz, самым популярным цифровым плеером на современном рынке является плеер iPod от компании Apple. Однако в мире ежедневно продается не так много экземпляров этого плеера, как хотелось бы главе Apple, поскольку не все пользователи могут перейти на продукцию его компании. Ведь iPod поддерживает либо незащищенные DRM mp3-файлы, либо цифровую музыку, скачанную только в магазине Apple iTunes. Пользователи, уже собравшие большие музыкальные коллекции от других музыкальных магазинов, безусловно, не хотят переходить на неподдерживающий их музыкальные собрания плеер. А вот в случае отказа конкурентов от DRM в лагере пользователей Apple будет пополнение. Произойдет это и потому, что кто-то решит пользоваться плеером компании, и потому, что к услугам фирменного магазина Apple iTunes обязательно обратятся и владельцы других плееров.
Другим объяснением инициативы Джобса, впрочем, не исключающим первое, может быть решение норвежского совета по защите прав потребителей, который признал систему Fairplay, используемую в iTunes, нелегальной, поскольку она позволяет слушать музыку только на плеерах Apple. До 1 марта 2007 года компанию Apple обязали доложить, какие меры она видит для исправления сложившейся ситуации, а к 1 октября 2007 года – применить их. В противном случае компанию ждет судебное разбирательство и, соответственно, финансовые потери.
Индустрия в размышлениях
Несмотря на живописные картины, которые развернул глава Apple перед взором музыкальных производителей, последние решили все же попридержать лошадей и не отказываться от DRM. Четыре ведущих звукозаписывающих студии – Universal Music, Sony BMG, Warner Music и EMI (эти четыре гиганта контролируют 70% всего музыкального рынка мира) – заявили, что предложение Стива Джобса лишено логики и каких-либо преимуществ. Глава компании Warner Music Эдгар Бронфман, в частности, сказал: «Мы не намерены отказываться ни от DRM, ни от услуг, в которых используется эта технология».
А представители Ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA) даже съехидничали в адрес Стива Джобса и его компании. Они назвали похвальным стремление Apple лицензировать технологию Fairplay, используемую в интернет-магазине iTunes. Мол, давай, старина Джобс, раскрывай свои музыкальные закрома, а мы посмотрим.
Глава Apple отнесся к реакции коллег спокойно и заявил, что намерен отстаивать свое предложение и привлекать единомышленников среди компаний, пострадавших от использования DRM. Сегодня можно только гадать, был ли у Джобса на момент произнесения этих слов единомышленник или он появился в самый последний момент, но сейчас ясно, что Джобс в своей инициативе уже не одинок. 9 февраля гиганты музыкального мира отвергли предложение Джобса, но спустя несколько дней свой интерес к его идее высказали представители EMI. Еще в конце прошлого года компания EMI публично заявила, что «использование DRM не возмещает затрат» на поддержание системы защиты авторских прав. От идеи, поддержанной двумя крупнейшими компаниями, отмахнуться будет не так легко.