На прошлой неделе пул казахстанских и иностранных банков объявил о введении в действие нового индикатора рынка межбанковских депозитов – KazPrime. По словам участников соглашения, созданию индекса способствовало желание иметь некий бенчмарк, отражающий реальную стоимость денег, так как на рынке существует значительный разброс цен на финансовые ресурсы между ставками межбанковских депозитов, ставками по операциям РЕПО, доходностью нот и ставкой рефинансирования Национального банка.
Пользователи KazPrime в течение 30 минут могут потребовать заключения сделки по поданным котировкам, что повышает достоверность индикатора
Еще одним фактором появления нового индекса стало недоверие рынка к уже существующему показателю – индикатору KIBOR. Причинами недовольства стали, во-первых, формирование данного индекса широким списком банков различного кредитного качества, во-вторых, отсутствие регламентированных спрэдов между котировками, что приводит к большому разрыву в стоимости покупаемых и продаваемых денежных средств, тогда как наличие спрэда ведет к тому, что котировка по предложению денег не может быть взята с потолка. В-третьих, в принципе работы KIBOR не существует обязательности исполнения котировок, что придает этому индексу индикативный характер.
Отказ от условностей
Основное отличие вводимого индикатора KazPrime заключается в высоком кредитном качестве банков, входящих в панель расчета этого индекса (Банк ТуранАлем, ДАБ «ABN AMRO Банк Казахстан», Казкоммерцбанк, Народный сберегательный банк Казахстана, Ситибанк Казахстан, дочерний банк АО «HSBC Банк Казахстан»); в узких оговоренных спрэдах, которые не могут быть более 100 базисных пунктов, то есть 1% годовых; в минимальном объеме каждой котировки – 150 млн тенге, против 15 млн тенге индекса KIBOR; а также твердых обязательствах, которые берут на себя маркет-мейкеры при выставлении котировок. Пользователи KazPrime в течение 30 минут могут потребовать заключения сделки по поданным котировкам, что повышает достоверность индикатора.
Унифицированный срок KazPrime пока составляет 3 месяца, но в будущем планируется продлить срочность индекса до 1 года, в зависимости от того, насколько банки – участники соглашения будут готовы продлить сроки кредитования друг друга.
Расчет индикатора KazPrime производится ежедневно. До 11.30 банки должны передать в торговую систему KASE котировки на покупку и продажу денег и до 12.00 биржа проводит их обработку. В полдень публикуется фиксинг KazPrime, представляющий среднее арифметическое ставок размещения денег для соответствующего периода времени, после чего пользователи индекса смогут заключать сделки по полученной ставке KazPrime.
По словам заместителя председателя правления Национального банка Медета Сартбаева, введение индекса KazPrime приведет к тому, что будут снижаться спрэды между спросом и предложением денежных ресурсов на межбанковском рынке и разница между ставками денежного рынка и официальным курсом рефинансирования, т.е. показатели котировок станут реальными, а не индикативными величинами. Это приведет к повышению ликвидности рынка, ведь каждый из операторов, выходящий на рынок, в любой момент может получить соответствующую котировку.
«Основная ценность данного индикатора в том, что при условии прозрачности механизма формирования он может стать инструментообразующим, – считает генеральный директор агентства «ИРБИС» Андрей Цалюк. – К нему можно будет привязывать доходность бондов, открывать на него фьючерсы, срочные контракты, ориентироваться при своп-сделках. При этом базовым активом деривативов можно сделать колебания KazPrime. Например, умножать ставку на 1 млн тенге и получить стоимость беспоставочного контракта. В 1992–1998 годах KASE уже открывала фьючерсы на доходность трехмесячных ГКО, аукционы которых имели рыночный характер, считались самыми ликвидными и популярными среди участников рынка, т.е. являлись прекрасным бенчмарком. Затем бенчмарк переместился на 6–12 месяцев, все было размыто и кривая доходности утеряна».
С момента введения KazPrime стала видна значительная разница между старым и новым индексами. По результатам фиксинга 27 марта 2007 года значение KazPrime составляло 5,63% годовых, 28 марта значение выросло относительно предыдущего торгового дня на 10 базисных пунктов до 5,73% годовых. При этом значение KIBOR на аналогичные даты составило 7,10 и 7,27% годовых. Более низкие ставки KazPrime обусловлены доверием банков-контрагентов друг к другу, так как они меньше рискуют, значит, меньше ожидают получить за свой риск.
По прогнозам директора департамента глобальных рынков ABN AMRO банк Казахстан Асель Ергазиевой, дальнейшую судьбу индикатора KIBOR покажет время, так как на рынке присутствует пока лишь трехмесячный KazPrime, в то время как KIBOR имеет различные сроки межбанковских депозитов. «Думаю, что KIBOR будет использоваться до тех пор пока KazPrime не установит более длительные сроки котирования, после чего новый индекс станет привлекательным, так как у него будет меньший спрэд и более репрезентативная котировка по денежному рынку», – уверена г-жа Ергазиева.
В частные руки
А что же ставка рефинансирования Национального банка, считающаяся неким бенчмарком для предоставления кредитов БВУ и доходности государственных ценных бумаг? На сегодняшний день она не отвечает ожиданиям рынка и является, скорее, методом качественного воздействия Национального банка на денежный рынок: не формирует тренды, а, наоборот, ориентируется на рынок, в то время как бенчмарк должен представлять собой обратную вещь – отражать рыночную ситуацию и определять движение рынка. «Ставка рефинансирования всегда имела минимальное воздействие на рынок, во всяком случае, ее абсолютное значение. Динамика ее колебаний понятна, а по абсолютному значению сделок никто не проводил, в том числе и Национальный банк», – комментирует Андрей Цалюк. – Мы проанализировали ставку рефинансирования, ставку «овернайт» Национального банка и фактические ставки денежного рынка за позапрошлый год и выяснили, что они абсолютно разные».
Отсутствие реальной ставки рефинансирования негативно отражается на привлекательности государственных ценных бумаг. Так как доходность госбумаг никак не привязана к ставке рефинансирования, госбумаги не могут формировать такие процентные ставки, которые стали бы ориентиром доходности для всего финансового сектора. Как следствие, на рынке не может быть построена кривая доходности, позволяющая судить о будущих процентных ставках.
С начала 2007 года Национальный банк стал проводить более активную политику эмиссии своих долговых инструментов. С марта начали увеличиваться сроки обращения нот, уже прошли аукционы по трех- и шестимесячным нотам, в перспективе планируется выстраивать кривую доходности до года, которая позволит уменьшить разрыв между ставками денежного рынка и ставкой рефинансирования, а с другой стороны, даст возможность участникам рынка формировать рыночные ожидания по будущим уровням обменного курса. Рынок государственных ценных бумаг начал двигаться в сторону сбалансированных ставок, что приведет к увеличению объемов нот в обращении в 2007 году – до 2 трлн тенге, и рынок станет более ликвидным и близким к реальным рыночным показателям.
Однако ноты Национального банка слишком короткий инструмент, в то время как рынок ждет бенчмарк по средне- и долгосрочным долговым бумагам. Таким образом, в будущем KazPrime вполне может стать бенчмарком для длинных госбумаг, ведь влиять на биржевую ставку операций РЕПО, являющихся сегодня одним из основных источников «коротких денег» и сферой инвестирования временно свободных средств компаний, индекс не может, так как в нем заложены слишком длинные деньги, а 95% рынка РЕПО – сделки «овернайт».
Пока что серьезный анализ котировок KazPrime проводить сложно – индекс только начал рассчитываться. Но есть другие вопросы, например, будут ли возможны спекулятивные операции по вздуванию ставки из-за ограниченного числа учредителей индекса и насколько в котировках нового индекса будут присутствовать или же отсутствовать риски.
По мнению председателя совета директоров компании «Сентрас Секьюритиз» Ельдара Абдразакова, у банков, подписавших соглашение по KazPrime, нет собственного бенчмарка – базового уровня безрисковых инвестиций, от которого они должны отталкиваться при котировании ставок денежных ресурсов. Например, в США есть базовая ставка Fed Funds, под которую банки могут временно ссужать друг другу денежные средства по обязательным резервным требованиям. А краткосрочный долларовый LIBOR, ставка, по которой первоклассные банки дают взаймы друг другу, как правило, всего на 1/8% больше. «В принципе, тенговый KazPrime должен отталкиваться от ставки дисконтирования Национального банка, учитывающей уровень инфляции, борьба с которой является основным мандатом центрального банка. Кроме того, тот факт, что среди учредителей нового индекса есть иностранные банки со средним краткосрочным кредитным рейтингом «А», а также казахстанские банки со средним краткосрочным рейтингом «B», говорит о том, что это скорее ставка заимствования на внутреннем межбанковском рынке для трех казахстанских банков, – отмечает г-н Абдразаков. – Ввиду того, что основные заимствования банков осуществляются на рынке ценных бумаг и к тому же ставки межбанковского рынка не имеют никакой связи со ссудными ставками для клиентов, новый индекс можно считать более индикативным. Главный вопрос, сможет ли KazPrime стать базовой ставкой для кредитования корпоративных клиентов, скажем, кредиты под KazPrime плюс 3%?».
То, что крупнейшие частные банки стали инициаторами создания нового индекса денежного рынка, говорит о том, что частный менеджмент готов взять на себя долю ответственности за качество процессов, происходящих на финансовом рынке. Учитывая влияние бенчмарка на доходность любых финансовых инструментов, можно предположить, что влияние банков на фондовый рынок будет только расти.