Сейчас, в условиях быстро обновляющихся информационных потоков, короткий метр уже не просто кинопроба, начальный дебют, не требующий больших бюджетов, а стиль подачи информации, лаконичное выражение мысли или образа, росчерк пера художника. Мизерный бюджет позволяет автору такого кино быть совершенно свободным – неподотчетным. Его творчество сводится к отношениям с самим собой. В современном мире клиповой культуры, интернета, персонально ориентированных компьютерных технологий именно короткий метр становится полем экспериментов и новаторства. Это делает его флагманом киноискусства: с одной стороны, выводит на передовые позиции авангарда, с другой – помещает в альтернативную и даже андеграундную область. Возможно, короткий метр не предназначен для показа в кинотеатрах, и если такие фильмы найдут своих зрителей, то их будет немного. Ведь это не просто «кино не для всех», а приглашение в лабораторию, в экспериментальное пространство художника. Хотя в коллекции Future Shorts есть разные фильмы, в том числе и такие, которые вполне могли бы заинтересовать и массового зрителя. Программа, представленная в Алматы, гармонично сочетала в себе как развлекательные, так и интеллектуальные элементы. Фильмы смогли не только развлечь, но и дать информацию к размышлению для думающей публики.

Если раньше проблема коротких картин лежала не в сфере производства, а в отсутствии демонстрации, то теперь анимация, клипы и киноролики в 10–15 минут и небольшого размера, благодаря интернету, могут стать достоянием миллионов. Future Shorts ставит своей целью коллекционирование, продвижение и поддержку короткого метра. Деятельность ее лондонского офиса, основанного сравнительно недавно, в 2003 году, обрела поистине мировой масштаб. Ныне это крупнейшая в Европе компания по распространению короткометражного кино, обладающая самой внушительной коллекцией фильмов. Коллекция Future Shorts регулярно пополняется новыми качественными и интересными работами, которые тщательно отбираются среди непрекращающегося потока заявок из каждого города, где проводятся показы. А ежемесячно они проходят практически во всех крупных городах мира – Лондоне, Париже, Брюсселе, Будапеште, Дублине, Лиссабоне, Эдинбурге, Торонто, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Теперь и Алматы может стать одним из связующих звеньев в сети распространения и производства короткометражной кинокультуры. Независимость, эксперимент, оригинальность и новаторство лежат в основе лучших образцов этого жанра.
Future Shorts старается находить новые необычные места для просмотров своей коллекции. В Алматы таким местом стал клуб DaFreak. У нас продвижением Future Shorts занялась промоутерская команда ibrow projects. Ее директор Валихан Алишев, долго следивший за развитием этого проекта в мире, решил открыть эту культуру для Алматы. В специально смонтированной мартовской программе были представлены лучшие европейские и японские короткометражки за последние два года.
Приключения тела

Пожалуй, наибольшее впечатление из увиденного в программе на меня произвел клип Мартина де Тура на песню Human играющей синте-рок и возродившей электропоп в Дании группы Carpark North. Ее можно расценивать как дань клипу Криса Каннингема на трек Apex Twin «Резиновый Джонни». Но если Каннингем моделирует необычное тело ребенка-мутанта, то де Тура интересуют возможности тел подростков. Клип «Человек» демонстрирует многообразие мимики, пластики и особенности моторики детского тела. Ребенок – растущее существо, тело которого только оформляется, находится в процессе становления, поэтому еще не обрело устойчивые формы поведения и типичные способы реагирования. Камера приближает лицо девочки (летящей вниз подобно Алисе в кроличьей норе), на котором мы видим, благодаря замедленной съемке, движение мышц. Клип построен на чередовании динамических и статических картин лица и тела, удаленного и крупного планов. Причем это чередование как принцип монтирования имеет свою ритмическую закономерность, которая обуславливается в свою очередь ритмическим строем музыкальной композиции от группы Carpark North. Тело, руки и ноги подростка, закручивающегося в брейке, напоминают дергаемую за нитки марионетку. Клип заканчивается музыкальным аккордом, которому аккомпанирует визуальный – статическая картина в духе голландских мастеров-портретистов эпохи Возрождения. Де Тура также известен как создатель сюрреалистического видеосна к песне группы Royksopp What else is there? («Что там еще?).
Фильм Contamination («Загрязнение») тоже представляет собой медитации на тему телесной конституции. Его режиссер Карл Стивенсон рисует будущее, в котором генетический материал вышел из-под контроля и на свет появились странные мутировавшие создания: кот с туловищем голубя, люди с птичьими головами, голубь со ступнями человека. Здесь интересны не столько химерические создания (этим не удивишь со времен Древнего Египта), сколько особенности новых анатомий, представленных в динамике. Особенно занимателен бегущий голубь с головой кота. Ведь и голубь, и кот – существа настороженные: у голубя настороженность проявляется в частом поворачивании головы, а у кошки, напротив, в напряженной статичной неподвижности перед прыжком. В результате соединение «кошачьей головы с навостренными ушами» и «тела голубя с переваливающейся походкой, переходящей в бег перед взлетом» смотрится весьма любопытно и необычно.
Анимированное кино и коллаж-анимация

Не оставит зрителя равнодушным фильм-анимация City Paradise («Город Рай») 29-летней Gaelle Denis (Гаэль Дэнис), повествующий о приключениях японки в холодном и дождливом Туманном Альбионе. Здесь нашли отражение не только различия менталитетов, но и магически притягательное воздействие чужой загадочной субкультуры. Молодая японка Томоко приезжает в Лондон и учит английский язык. Ее попытки поговорить с кем-нибудь выглядят очень забавно. Но еще забавнее звучат ответы самих лондонцев, скорость и манера их произношения похожи на японский язык. В городе постоянно идет дождь, кругом лужи, и люди ходят, задрав ноги. Отличие Томоко от окружающих подчеркивает даже Х-образная форма ног. Но Томоко не менее странная, чем окружающий ее город. В чемодане она привезла с собой аквариум с рыбками, плавательный костюм и купальную шапочку. Надев их, она отправляется в бассейн. Призраки незнакомого и непонятного города постоянно преследуют ее. Впрочем, режиссеру удивительным образом удается сочетать странность и шутку, поэтому все происходящее с Томоко напоминает забавные галлюцинации. Испугавшись таинственного света, Томоко, вскрикнув, словно чайка, бежит и, поскользнувшись на кем-то забытой мочалке, падает, ударившись головой о край бассейна… сначала в воду, а затем в фантастический мир, находящийся ниже веток метро. Так тонко чувствующей японской девушке открывается спрятанный в твердой и холодной скорлупе Лондона теплый, по-детски сказочный и хрупкий мир.
Фильм выполнен в стиле анимации, но роли играют живые актеры: Томоко – Хироэ Такеи, постояльца из соседнего номера – Роберт Стивенсон. «Я много путешествовала, но только в Японии я чувствовала себя настоящей иностранкой. Так как история City Paradise об иностранке, прибывшей в большой город и пытающейся понять язык, то я сочла наличие японского характера наиболее соответствующим фильму», – рассказывает о работе над картиной Гаэль Дэнис.
Восхитительна по технике съемок и анимационная короткометражка Рана Урейка (Run Wrake). «Кролик» был сделан в технике коллажа с использованием отсканированных стикеров из школьных учебников 50-х годов. Это сказочная, но темная история о потере невинности и торжестве справедливости благодаря закономерностям природы, рассказанная при помощи курьезных картинок из далекого детства. В «Кролике» подчеркивается сюрреализм круговорота вещей в природе. В фильме гениальным образом совмещаются иллюстрация, анимация, учебник английского, компьютерная игра, основы предпринимательской деятельности, эзотерика и «техасская резня бензопилой».
Ран Урейк снимал поздние клипы для знаменитой английской электронной группы FSOL (The Future Sound of London), например, We Have Explosive. Ради этого художника FSOL расстались с Багги Рипхэдом, который оформлял их пластинки и снимал клипы с 1991 по 1996 годы. Саундтрек к фильму написал Howie B, Хоуи Би, известный продюсер и музыкант, работавший с такими звездами мировой сцены, как U2, Bjork, Brian Eno, Massive Attack, Goldie. Фильм получил множество призов. На Роттердамском фестивале он был признан лучшим анимационным фильмом 2006 года. Его наградили и на родине, в Лондоне, на десятой ежегодной церемонии вручения британских наград в области анимации British Animation Awards-2006 в категориях «Лучший короткометражный фильм» и «Самый передовой мультфильм».
Фильм-курьез
Ряд фильмов программы вполне можно классифицировать по стилю как короткометражное кино, построенное на курьезе. Например, Right Place («Правильное место») японского режиссера Kosai Sekine. Это правдивая, а потому и забавная история о японском клерке, который искал правильное место для товаров на складе, но в конце концов нашел правильное место для себя. Фильм размышляет на тему японского менталитета, в котором проявляется любовь к порядку и симметрии, нередко переходящая в манию у особенно примерных и ярых служащих. «Правильное место» стало победителем в номинации «Лучший короткометражный фильм» на кинофестивале в Каннах, 2006. ON S’EMBRASSE («Поцелуемся») от французского режиссера тоже повествует о забавном случае в кафе, когда начинающая актриса перед пробами просит помочь ей репетировать тихого и спокойного человека, сидящего за столиком в углу. Но он все время заставляет ее повторяться. Фильм основан на простом, но интересном сценарии, играющем на парадоксах столкновения кино и жизненной реальности, выдуманных и реальных ролей.
Хронометраж мгновения
Простотой и одновременно оригинальностью решения отличается изящная работа Sentimental journey («Сентиментальное путешествие») видеодизайнера из Японии Наги Нода (Nagi Noda), которая сняла клип на песню другой японской знаменитости – певицы Юки. Фильм демонстрирует, как можно создать оригинальный фильм, пользуясь подручными средствами: правильно подобранными цветами, массовкой и декорациями. Но главное здесь – особое эстетическое чутье и нестандартное художественное мышление, которое во многом обусловлено загадочностью и непривычностью для европейского восприятия японской эстетики и мышления. У Наги Нода заказывают рекламные ролики такие крупные бренды, как MTV, Coca-Cola, Nike, LaForet. В свои 34 года она уже добилась многого. Сейчас подписывает контракты с представительствами фактически по всему миру (за исключением Японии, где она работает в собственной производственной компании). Наги Нода все чаще привлекает внимание мирового сообщества – от потенциальных клиентов до ярых почитателей. Она записала клипы для Scissor Sisters («She’s my man»), канадского электронного исполнителя Тига («Far from home») и для лидера White Stripes Джека Уайта.
Покемоны среди звезд
Jojo in The Stars («Йойо среди звезд») режиссера Марка Краста (Marc Craste) – трогательная история о двух влюбленных. Главные герои этой 3D анимации – странные существа с другой планеты: лучезарное создание женского пола Йойо, которая выступает на трапеции, и ее безымянный почитатель. Их окружает атмосфера мрака, грубости и жестокости. Верные своим возвышенным чувствам, они безнадежно пытаются противостоять огрубевшей действительности. Любовь открывает глаза и даже за истерзанным неузнаваемым телом помогает рассмотреть чистое сердце и прекрасную душу. Заметно, что к съемкам этого фильма тоже приложил руку японец. Существа похожи на потомков покемонов. Фильм признан Британской киноакадемией лучшим короткометражным анимационным фильмом, а также взял приз фестиваля в Клермон-Феране (Франция) в категории «Лучший иностранный короткометражный фильм».