Об этом свидетельствует проведенный Форумом предпринимателей Казахстана (ФПК) опрос экспедиторских компаний. Исследование, первое в Центральной Азии, проводилось в течение I квартала 2007 года. В связи с тем, что в Казахстане отсутствуют методики такого рода исследований, ФПК разработало собственную систему.
По словам директора алматинского офиса ФПК Мунавары Палташевой, около 54% респондентов назвали основной проблемой железнодорожных перевозок отсутствие конкуренции. Не менее значимыми проблемами они сочли дефицит подвижного состава (42%) и высокие тарифы при низком качестве услуг (30%).
Участники опроса отметили и такие проблемы, как коррупция, низкий уровень информатизации и автоматизации, неразвитость инфраструктуры, высокая степень износа подвижного состава.
Отвечая на вопрос, исполняет ли перевозчик согласованные планы по выделению вагонов, 64,3% респондентов ответили отрицательно. Причем 90% участников сталкивались со случаями срыва подачи вагонов. В этой связи почти 80% экспедиторов прибегали к неформальному способу решения вопроса о выделении вагонов.
Результаты опроса показали, что более 60% респондентов считают неадекватными расценки за пользование грузовыми вагонами и контейнерами.
«Главным недостатком сегодняшнего положения является то, что, будучи монополистом, национальный перевозчик нередко отдает предпочтение отдельным частным компаниям, нарушая при этом свои обязательства по обеспечению всех грузоотправителей и экспедиторов равными правами и возможностями для своевременного и беспрепятственного удовлетворения заявок на получение государственного подвижного состава», – отмечают представители ФПК.