Насильно мил не будешь

Сергей Кайратов
4 июня 2007, 00:00

В правительстве и объединениях предпринимателей обсуждаются предложения по консолидации бизнес-сообщества, однако выработать привлекательный для предпринимателей проект пока не удалось

Как ранее сообщал «Эксперт Казахстан», союз предпринимателей «Атамекен» предложил ввести в Казахстане обязательное членство в Национальной экономической палате (НЭП), созданной на базе «Атамекена» по типу палат Австрии, Германии, других европейских стран. Это не первая попытка «Атамекена» ввести обязательное членство – год назад, принимая новую редакцию Закона о частном предпринимательстве, эта норма уже предлагалась, но встретила сильное противодействие со стороны депутатов. Удивительно, что по прошествии времени предлагается та же схема – по мнению председателя правления «Атамекена» Азата Перуашева, необходимо ввести обязательную регистрацию всех субъектов предпринимательства в единой организации, включая юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможно, и крестьянских хозяйств, а также обязательных взносов в размере 1 МРП с каждого работающего. Общая сумма взносов может составить 4,5 млрд тенге ежегодно. На полученные средства планируется привлекать экспертов для проведения платных экспертиз экономического законодательства, создавать инфраструктуру бизнеса. Складывается парадоксальная ситуация, когда объединение предпринимателей, ратующее за снижение налоговой нагрузки, фактически предлагает ввести дополнительный налог на бизнес в свою пользу.

Европейские стандарты в трактовке ТПП

15 мая, по сведениям «Эксперта Казахстан», прошло совещание в Министерстве индустрии и торговли по этому вопросу с участием общественных объединений предпринимателей, на котором основным оппонентом предложению «Атамекена» выступил президент ТПП РК Ерлан Кожасбай. По его мнению, национальные экономические палаты Европы по функциям и наименованию идентичны торгово-промышленным палатам, и информация «Атамекена» об отличии национальных палат от торгово-промышленных, оказывающих платные услуги для бизнеса, является некорректной. В европейскую континентальную модель палат интегрированы отраслевые ассоциации бизнеса, за которыми законодательно закреплены экспертиза решений государственных органов управления, представительство интересов предпринимателей в стране и за рубежом, а также делегирован ряд госфункций: выдача сертификатов происхождения, организация профессионально-технического образования, арбитражное (третейское) судопроизводство. Дочерние организации палат оказывают ряд сервисных услуг: экспертизы, информационное обслуживание, поиск партнеров и т.д. Таким образом, обязательное членство в Европе практикуется обычно в торгово-промышленных палатах. По логике представителей ТПП, казахстанские палаты, имея около 400 экспертов, прошедших международную сертификацию, и десятки самофинансируемых филиалов в регионах, больше подходят в роли единого координатора отраслевых ассоциаций. Однако к этому вопросу надо подойти как к проекту и тщательно проработать организацию и администрирование членства, необходимые кадровые ресурсы, юридическую базу и обосновать направления расходования средств.

Интересы – общие, структуры – разные

По мнению председателя Конфедерации работодателей Кадыра Байкенова, малые предприятия и индивидуальные предприниматели не поддержат идею обязательного членства, особенно в части выплаты взносов, поэтому надо выделить критерии оплаты взносов в зависимости от оборотов предприятий и ввести членство объединений предпринимателей. Его поддержал председатель Ассоциации фармацевтической и медицинской индустрии Серик Султанов: «“Атамекен” в роли бюрократической машины не должен быть прослойкой между бизнесом и государством». Представитель Союза пивоваров Валентин Макалкин заявил, что «по Конституции РК существует право на свободное объединение в общественные организации. Да, в «Атамекен» идет большой поток нормативных документов на экспертизу, но только ради этого создавать монополию нецелесообразно». Сопредседатель Молочного союза Казахстана Айгуль Соловьева, напротив, идею обязательных членских взносов поддержала. По ее словам, «Молочный союз» добился больших преференций со стороны государства, но столкнулся с «эффектом безбилетника», когда часть активных представителей отрасли работает по лоббированию отраслевых интересов, а все остальные пассивно пользуются полученными результатами. Исполнительный директор Казахстанской ассоциации участников систем технического регулирования и метрологии Венера Жунисова апеллировала к правовой стороне вопроса: «В Казахстане уже есть прецедент обязательного членства, например среди профессиональных участников фондового рынка, которые обязаны входить в профессиональные объединения. В Австрии палаты аудиторов, нотариусов имеют статус публично–правовых систем, то есть многие функции переданы им государством, чтобы разгрузить его от несвойственных ему функций – палаты занимаются регистрацией предприятий. Тогда встает вопрос о последствиях отказа от обязательного членства и уплаты взносов. По логике, в этом случае придется лишить предпринимателя права заниматься бизнесом, отзывать лицензии, закрывать компанию». Действительно, непонятно, каким образом администрировать работу с членской базой, состоящей из сотен тысяч юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств. Использовать для сбора членских взносов систему налоговых комитетов запрещено законом, а развитой филиальной базы в регионах у «Атамекена» пока нет. За уклонение от членства придется ввести административные санкции.

Необходимо создать ситуацию, когда состоять в едином объединении выгоднее, чем оставаться в стороне

Дискуссию завершил вице–министр индустрии и торговли Куандык Бишимбаев, заявив, что конкретное решение по этому вопросу нельзя принимать без учета мнений всех объединений бизнеса, выработанного с учетом мнений предпринимателей. По итогам совещания был подписан протокол, по которому вопрос о создании НЭП «снят с повестки дня».

В кулуарах участники совещания говорили о том, что из единой организации предпринимателей может получиться что–то вроде КПСС или профсоюза советского типа. Идея координированного подхода к решению многочисленных проблем казахстанских предпринимателей давно витает в воздухе. Ежегодно центральными и местными органами власти издаются сотни нормативных актов, увеличивающих административную нагрузку на бизнес, все больше дефицит квалифицированной рабочей силы, который с грехом пополам восполняют мигранты. При этом несырьевая часть экономики остается замкнутой, для большинства предпринимателей в регионах характерна правовая безграмотность. В объединения бизнеса входят от силы 10–15% участников экономической деятельности, в основном представителей крупного бизнеса. Создано около 150 региональных и республиканских ассоциаций, но работать с государством, населением и иностранными партнерами системно пока ни у кого из них не получается из–за отсутствия необходимого финансирования, недостатка опыта и персонала. По нашему мнению, нужна схема обязательного членства, выгодная для всех его участников в целом, обеспечивающая ряд сервисных услуг, например, реальную юридическую защиту от административного произвола. Необходимо создать ситуацию, когда состоять в едином объединении выгоднее, чем оставаться в стороне. Только в этом случае проект может получить массовую поддержку предпринимателей.