Уравнение с … неизвестным

2 июля 2007, 00:00

Министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков считает, что казахстанские производители цемента пошли на ценовой сговор, и предлагает решить проблему дефицита за счет облегчения поставок из Китая

По словам чиновника, трехкратное повышение цены цемента на внутреннем рынке может оказать негативное влияние на ход выполнения государственной жилищной программы. Причем с аргументацией министра можно согласиться: нет никаких реальных предпосылок к росту цен на цемент – не произошло ни скачка цен на электроэнергию, ни подорожания составляющих компонентов цемента. В качестве примера возможного сговора приводятся итоги расследования, проведенного МИТ в отношении Семипалатинского и Усть-Каменогорского цементных заводов. Хотя ситуация не вполне понятна. Во-первых, сговор между ними свершился в 2005–2006 годах. Как его спроецировать на сегодняшнюю ситуацию? Во-вторых, министерство подсчитало монопольный доход, подлежащий изъятию, и направило документы в судебные органы. Как решит суд, тоже пока неизвестно.

Если следовать логике Галыма Оразбакова, то при прогнозных потребностях страны в 2007 году образовался дефицит в 0,5 млн тонн цемента. Разрыв между казахстанскими мощностями и приростом внутреннего потребления компенсировался за счет импорта цемента из России и Киргизии. В 2004–005 годах импорт оттуда ежегодно удваивался, в 2006 году вырос на 36%, а за первые 5 месяцев текущего года – лишь на 8%.

Конечно, чем вникать в причины столь резкого падения уровня импорта, легче, по мнению МИТ, снять 5-процентную таможенную пошлину и завозить китайский цемент, увеличив пропускную способность таможенных переходов «Хоргос» и «Достык». Появляются некоторые опасения, что суммарные расходы Казахстана по инвестированию средств в переходы и транспортировку китайского цемента могут оказаться неадекватными сложившейся на рынке цемента ситуации.