По словам чиновника, трехкратное повышение цены цемента на внутреннем рынке может оказать негативное влияние на ход выполнения государственной жилищной программы. Причем с аргументацией министра можно согласиться: нет никаких реальных предпосылок к росту цен на цемент – не произошло ни скачка цен на электроэнергию, ни подорожания составляющих компонентов цемента. В качестве примера возможного сговора приводятся итоги расследования, проведенного МИТ в отношении Семипалатинского и Усть-Каменогорского цементных заводов. Хотя ситуация не вполне понятна. Во-первых, сговор между ними свершился в 2005–2006 годах. Как его спроецировать на сегодняшнюю ситуацию? Во-вторых, министерство подсчитало монопольный доход, подлежащий изъятию, и направило документы в судебные органы. Как решит суд, тоже пока неизвестно.
Если следовать логике Галыма Оразбакова, то при прогнозных потребностях страны в 2007 году образовался дефицит в 0,5 млн тонн цемента. Разрыв между казахстанскими мощностями и приростом внутреннего потребления компенсировался за счет импорта цемента из России и Киргизии. В 2004–005 годах импорт оттуда ежегодно удваивался, в 2006 году вырос на 36%, а за первые 5 месяцев текущего года – лишь на 8%.
Конечно, чем вникать в причины столь резкого падения уровня импорта, легче, по мнению МИТ, снять 5-процентную таможенную пошлину и завозить китайский цемент, увеличив пропускную способность таможенных переходов «Хоргос» и «Достык». Появляются некоторые опасения, что суммарные расходы Казахстана по инвестированию средств в переходы и транспортировку китайского цемента могут оказаться неадекватными сложившейся на рынке цемента ситуации.