Каждый выход в свет новой работы Бжезинского является событием в стратегическом сообществе США и Запада. В своей новой книге он анализирует деятельность трех последних американских президентов, которые непосредственно столкнулись с проблемой глобального лидерства Соединенных Штатов.
В этом контексте у Америки, по мнению автора, появляются три миссии. Первая заключается в том, чтобы управлять, руководить и формировать (Бжезинский употребляет термин «лепить») отношения между основными державами мира с целью сохранения геополитического баланса. Второй миссией является сдерживание или ликвидация конфликтов, предотвращение терроризма и распространения ОМУ. Третья миссия заставляет Америку больше внимания уделять проблемам неравенства человеческого развития в мире, экологическим проблемам и угрозе окружающей среде.
Центральный вопрос книги заключается в следующем: обладает ли Америка возможностями (то, что она имеет моральное право, Бжезинский не сомневается) для своего полноценного лидерства в мире?
Глава, посвященная президентству Джорджа Буша-старшего, носит название «Первородный грех». Можно предположить, что автор дал такое название, поскольку считает, что именно президентство Буша-старшего заложило основу для последующих ошибок, просчетов и фатальных действий четырех администраций. Буш-отец вышел на авансцену мировой политики во всем блеске, который ему создали такие события, как победа над Ираком и распад Советского Союза. Однако Бжезинский резюмирует: величайшим недостатком президентства Буша было не то, что он сделал, а то, чего не сделал. В качестве лидера глобального масштаба он упустил реальную возможность заложить основы для будущего или хотя бы указать направление, по которому следует двигаться.
Бжезинский дает характеристику президентству Билла Клинтона в главе, названной «Бессилие добрых намерений». Он подвергает резкой критике главную установку Клинтона, что «внешняя политика является продолжением внутренней, но только другими средствами».
Название главы, посвященной президентству Джорджа Буша-младшего, говорит само за себя – «Катастрофическое лидерство». Доктрина Буша-младшего, построенная на идее борьбы добра и зла, изначально представляла разительный контраст с тактическим реализмом Буша-старшего или самооправдательным оптимизмом Клинтона. Ее ядром стала гремучая смесь из неоконсерватизма и манихейства. Бжезинский считает, что своими крайностями внешняя политика первой администрации Буша была обязана трем персонам: советнику по национальной безопасности К. Райс, заместителю председателя комитета штабов Л. Либби и замминистра обороны П. Вулфовицу. Именно они придали политике Буша характер моралистической дихотомии и манихейской риторики.
Бжезинский подвергает жесточайшей критике войну в Ираке, называет ее «кладбищем неоконовских мечтаний». По его мнению, эта война принесла непоправимый вред глобальному положению Америки и отвлекла ресурсы от борьбы с реальными террористическими угрозами.
Пока США воевали в Ираке, на геополитической сцене произошли важные изменения. Россия восстановила силы и начала проводить политику выдавливания Америки из постсоветского пространства. Возросла энергетическая зависимость Европы от Москвы, и ее решительные действия начали угрожать атлантической солидарности. Китай превратился в великую экономическую державу, произошло российско-китайское сближение. В Латинской Америке также возрос антиамериканизм, что было косвенно связано с тем, что Соединенные Штаты увязли на Ближнем Востоке.
Последний упрек, который бросает автор нынешнему президенту, касается негативного влияния его политики на американское общество. Как считает Бжезинский, в результате сознательного позиционирования себя как «военного президента», а Америки – как окруженного врагами государства, национальная психология была травмирована постоянным страхом; появились гарнизонная ментальность и синдром осажденной крепости.
Вместо заключения Бжезинский написал развернутое эссе, назвав его «Заглядывая за 2008 год». Автор дает краткие характеристики трем президентам, построенные на аналогиях с функциями представителей общественных институтов. Буш I – это полицейский, опиравшийся на власть и легитимность для того, чтобы сохранить традиционную стабильность. Клинтон был адвокатом общественного благополучия, рассчитывавший на глобализацию как на источник прогресса. Буш II – это дружинник, мобилизованный национальным инстинктом вести самопровозглашенную борьбу со злом.
Бжезинский видит основные геополитические угрозы и тенденции, которые на сегодня уже оформились достаточно ясно. Это растущая ненависть к Западу в исламском мире, нарастание взрывоопасных явлений на Ближнем Востоке, усиление доминирования Ирана в Персидском заливе, неустойчивый ядерный Пакистан, разобщенная Европа, «обидчивая Россия», наращивающий свой вес в восточноазиатском сообществе Китай, все более изолирующаяся от Азии Япония, популистская антиамериканская волна в Латинской Америке, разрушение режима нераспространения.
Автор уверен, если Америка не использует свой второй шанс, не остановит неблагоприятные тенденции, то кризис американской супердержавности примет необратимый характер. Третьего шанса не будет, предостерегает Збигнев Бжезинский. И с этим выводом последнего геополитика холодной войны нельзя не согласиться. Собственно говоря, этот процесс уже идет полным ходом. Но Бжезинский надеется, что его еще можно повернуть вспять.