Интеграция через искусство

Агния Левская
2 июля 2007, 00:00

Глобализация дает возможность общаться художникам из разных регионов и представлять свои работы на мировой сцене

Так объяснил свое понимание этого беспокоящего всех феномена современности пакистанский художник Куддус Мирза на открытии выставки «Пункт назначения – Азия: нестрогое соответствие». «Благодаря ей, как в прямом, так и в переносном смысле, мы здесь собрались, нашли язык и подружились друг с другом, такие разные и имеющие столько общего мусульмане и индуисты», – подчеркнул он. В своей статье, опубликованной в англоязычной газете Jand, Куддус делится своими впечатлениями о выставке в Алматы: «Художники Индии и Пакистана, как старые любовники, встречаются в укромных уголках по всему миру». Но главное, что объединяет не только современных художников, но всех культурных образованных людей, – это знания, гуманистические ценности и желание сделать мир лучше.

Проект был задуман с целью познакомить сначала казахстанского зрителя с современным индийским и пакистанским искусством, а затем индийцев с казахстанскими художниками. Выставка инициирована тем, что о современном искусстве соседей по региону мы зачастую знаем меньше, чем о более далеких европейских художниках. Организатор выставки – Центр современного искусства решил – восполнить этот пробел. Несмотря на географическую близость, мы сейчас далеко друг от друга.

Кому угрожает глобализм?

 pic_text1 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Разговоры о глобализации, потере корней характерны для стран с плохо развитой неконкурентоспособной культурой. Культурой, которой нечего противопоставить внешним влияниям, которая не способна вступить в диалог с другой культурой и интерпретировать ее. Для стран, вступивших на путь независимого развития, характерно желание культурного обособления, подчеркивание своей самобытности. Развивающиеся страны особенно любят говорить о тлетворном влиянии Запада, вестеризации. Проблемы глобализации и обезличивания культуры неоднократно поднимаются и у нас, в молодом суверенном Казахстане.

В отличие от Казахстана Индия – страна с четырехтысячелетней историей. В связи с чем и сложился устойчивый стереотип об индийском искусстве: туристов больше интересуют традиции и памятники старины, нежели современная культурная жизнь. Но все же местные художники стремятся вписаться в мировой контекст и говорят в своих работах о политических и социальных проблемах современности. Но Индия испытывает и сильное влияние традиционализма. Так, кастовая система по-прежнему играет значительную роль в общественном устройстве и социальных процессах.

«Индию с Западом связывает более чем столетняя история взаимодействия. Индия была колонизирована Британией, и ее нынешняя экономика и культура являются продуктом таких взаимоотношений. Индийское искусство, особенно живопись, испытало влияние западных традиций. Мы не противопоставляем традицию и современность, не задаемся вопросами: откуда идет влияние, как и благодаря чему формируется наше искусство. Просто живем этой жизнью, отвечаем на важные вопросы, которые поднимаются в нашем обществе. Не важно, с Запада это идет или откуда-то еще», – считает индийский художник Виван Сундерам.

Обыденность насилия

 pic_text2 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Независимость от Британской империи Индия получила после Второй мировой войны. Тогда уже начались конфликты на религиозно-национальной почве. Стычки между индуистами и мусульманами не прекращаются до сих пор. Эта проблема легла в основу одной из экспозиций выставки «Хлеб». Ее автор Б.В. Суреш из касты неприкасаемых рассказывает страшную историю о конфликте, вспыхнувшем в штате Гуджарат в 2002 году между индуистами и мусульманами, когда последние укрылись от бушующей толпы в пекарне и были заживо сожжены. Обугленные буханки хлеба, испеченные в пекарне, напоминают об этом злодеянии и заставляют задуматься о ценности человеческой жизни, которая превыше религиозных распрей и страстей. Художник предлагает преломить хлеб как символ жертвенности и обыденности насилия (хлеб на столе ассоциируется с обыденностью).

Интерактивный компьютерный арт Шармилы Самат «Портфель бомбейского бугимена» повествует о приключениях одного подозрительного чемоданчика, который, когда щелкаешь по нему мышкой, вдруг оказывается в самых разных публичных местах. Таким образом Шармила пытается передать состояние страха и беспокойства, переходящее в паранойю, от незащищенности нашей жизни перед внезапностью и непредсказуемостью терроризма. Любопытство публики вызвало интерактивное видео на трех компьютерах. Посетители, работая с мышью, воздействовали на изображение на экране. Несмотря на то что идея создания подобных программ не нова, работы Вибхи Галхотры «Что мы?», «Откуда мы?» и «Куда мы идем?» внесли оживление в экспозицию выставки.

Нестерпимый зуд

 pic_text3 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Героиня видеоарта Н. Пушпамалы в пышном сари и с цветами в волосах, танцует на фоне бомбейских небоскребов. Она символизирует собой приглаженную и разукрашенную броскими цветами фольклора Индию, выставляемую напоказ для внешних наблюдателей. Картинность одеяния и неестественность движений девушки на фоне бутафорского полотна с бомбейскими небоскребами, скопированными с почтовой открытки, скрывают неприглядные индийские реалии и противоречие между традицией и современностью. О фатальности замкнутого круга нищеты и кастовости, из которого невозможно вырваться, повествует видеоарт Вивана Сундерама. Мы видим, как юноша, живущий в трехметровой горе отходов, вновь и вновь совершает прыжок в небеса, но каждый раз волею монтажа и безжалостных обстоятельств оказывается в исходной точке, под толщей мусора.

Хорошо знакомой алматинцам (и не только им) проблеме посвящены фотокартины Тушара Жоага «Настоящий зуд». Зуд вызывает массовое строительство нового города, развернутое чиновниками в сговоре со строительными лобби, где, похоже, нет места местным жителям. Снос и воздвижение новых зданий ведутся уже не на земле, а на человеческом теле, которому она уподоблена. Экскаваторы вгрызаются в живое чрево, вызывая нестерпимый зуд. Хищный, полный зубов-небоскребов рот демонстрирует свою ненасытную утробу посетителям.

Любовь к оружию

 pic_text4 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Бани Абиди

из Пакистана осмысливает природу терроризма и ее связь с исламом. По ее мнению, корни кроются в героической составляющей, присущей этой религии. Культ героизма и мужественности ассоциируется с оружием, любовь к которому прививается мальчикам в мусульманских семьях с детства. Серия работ, имитирующих бытовую фотографию, «Мальчик, которому надоело позировать» анализирует любовь мальчиков к оружию и нелюбовь оружия к человеческой жизни. На картине юноша исчезает, оставляя после себя воинствующий антураж, ихрам и саблю. Тему эстетической привлекательности оружия продолжает экспозиция пакистанцев Куддуса Мирзы и Надии Шавкат, которые разрушают ауру престижа и красоты, создававшуюся вокруг него на протяжении многовековой истории патриархальной культуры. Сделанные из позолоченной фольги наклейки пистолетов вскрывают бутафорскую природу милитаристской эстетики, превращая ее в дешевый китч.

Общие проблемы

 pic_text5 Фото: Агния Левская
Фото: Агния Левская

Современное искусство стало развиваться в Индии в 90-х годах, когда страна встала на путь капиталистического развития. Несмотря на то что по-прежнему привлекательными для туристов остаются древности, этнография и народное ремесло, современное искусство, ставящее в центр внимания актуальные социальные и политические проблемы, укрепляет свои позиции. Оно тоже начинает пользоваться спросом, как и традиционное. Современные художники в Индии выживают, создавая объединения и арт-группы. Получить финансирование на искусство сложно, необходимо прежде зарекомендовать себя, сделать имя. Но уже есть позитивные подвижки. Например, Шармила Самат продала свою работу и на эти деньги смогла купить мастерскую. Имеют место и негативные проявления, препятствующие свободе слова и творчества. Суреш рассказал о недавнем инциденте в университете Барода, где он преподает: студент взял в качестве темы дипломной работы по живописи мифологию индуистских богов, дав вольную ее интерпретацию, и… оказался в тюрьме. Из других штатов приехали коллеги-единомышленники, устроили марш протеста и добились его освобождения. О состоянии современного искусства в Пакистане на мастер-классе рассказал Куддус Мирза. Актуальные темы современного искусства Пакистана – терроризм, милитаризм, запрет на изображение обнаженной натуры, а также интеграция традиционного и современного искусств. Он подчеркнул, что искусство, к сожалению, – достояние узкой элитарной прослойки. Широким массам искусство недоступно и неизвестно. Оно не поддерживается государством, но в нем заинтересованы бизнес-структуры, которые рекламируют себя, финансируя его.

Бедность и нищета, терроризм, столкновение традиционализма и современности, неравенство, тоталитаризм, бездумное строительство и земельный бум, конфессиональные (религиозные, национальные) конфликты – это общие беды развивающихся стран. Современное искусство Индии, Пакистана и Казахстана демонстрирует, что мы все имеем общие проблемы. Возможно, в этом и заключается глобализация современного мира. Следующий этап проекта – выставка наших художников в Индии.