Демократия налогоплательщика

23 июля 2007, 00:00

Редакционная статья

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки сложилась мощная, уходящая корнями в прошлое система, которую эксперты характеризуют как «демократию налогоплательщика». Она основана на своеобразном контракте общества с государством: мы платим вам деньги, а вы предоставляете нам набор услуг – политических, общественной безопасности, социальных. В такой системе взаимоотношений вполне естественна дискуссия – если государство получает больше денег, то оно должно обеспечивать либо большие по объему услуги, либо более качественные. А если налоги маленькие, то налогоплательщики должны, соответственно, не тешить себя иллюзиями и соразмерять с величиной налога свои запросы к государству. В силу целого ряда причин (они всем хорошо известны) «демократия налогоплательщика» в Казахстане пока так и не возникла, хотя и общество, и государство в лице правительства активно стремятся перейти именно к этой модели. А сложилось положение, которое ректор Академии народного хозяйства при правительстве России Владимир Мау очень точно охарактеризовал как «золотоордынские традиции». Суть их в том, что раз в год в покоренные города и села приезжали баскаки для получения дани (налогов) хану. Фактически здесь тоже налицо предоставляемая государством услуга, но весьма специфическая. Получить свое и не требовать больше ничего в течение года. Налоги в этом случае – это плата государству за невмешательство в дела бизнеса, граждан. При таком положении дел совершенно бессмысленно обсуждать, надо платить больше или меньше, поскольку нет предмета дискуссии. Понятно, что надо стремиться платить меньше, поскольку услуга только одна, и ее оказание никак не зависит от величины оплаты. Единственный критерий – сумма налогов должна быть такой, чтобы государству (хану) хватило средств до следующего сбора. Если здесь и возникает торг, то со стороны плательщика только в одной форме – утаить добро от сборщиков. Соответственно, архиважными сегодня являются следующие моменты. Во-первых, до того как бизнес начнет платить налоги (и вообще работать на сколько-нибудь долгосрочную перспективу), он должен быть уверен, что его успехи, измеряемые ростом прибылей, не станут предметом нездорового интереса со стороны вымогателей, которые могут быть как частными, так и государственными (примеры, наверное, приводить не надо). Следовательно, гарантии реальной, а не декларируемой неприкосновенности частной собственности имеют абсолютный приоритет по отношению к уровню налогообложения. Это особенно касается малого и среднего бизнеса, который более всего страдает от произвола «акимов и акимчиков», монополизации местных рынков, коррупции в правоохранительных и фискальных органах. Во-вторых, налоговое администрирование в Казахстане является проблемой гораздо более важной, чем величина налоговых ставок. Поскольку, какой бы низкой ни была ставка налога, самой опасной является возможность налоговых органов провести проверку и начислить штрафы и пени за несколько лет, делающие дальнейшее ведение бизнеса практически невозможным. Аналогичную роль играют и проблемы возврата НДС – разве важна его номинальная ставка, если ваши деньги выводятся из оборота на многие месяцы?

Поэтому вызывают изрядные сомнения радикальные предложения некоторых правительственных экспертов, в том числе и из Министерства финансов, о резком снижении налоговых ставок. Ведь практика последних лет, в течение которых последовательно происходило снижение налогов (НДС, социальный налог, ИПН), показывает, что проблемы налогового администрирования снижением налогов не лечатся. Однако и бизнес, и общество в целом должны понять и принять как норму следующее. Совершенно ясно, что в конце прошлого века в условиях массового уклонения от налогов их неуплата была не источником дополнительной премии, а зачастую фактором выживания бизнеса в эпоху первоначального накопления. Сегодня ситуация значительно изменилась. Поэтому неуплата налогов не может быть оправдана высотой ставок или низким качеством администрирования. Налоги надо платить, а если они не нравятся, существуют легальные способы требовать их изменения от органов исполнительной и законодательной власти страны.