Кризис оптимизма

27 августа 2007, 00:00

Редакционная статья

Конец лета всегда является сонным периодом в деловой активности любой страны. Казахстан здесь не исключение. Поэтому на фоне минимального количества новостей информация о затруднениях банков на внешних рынках привлекла очень серьезное внимание. СМИ заполнились криками о жутком кризисе, а по рынку поползли где-то слухи, где-то предупреждения. Но попытки раздуть из мухи слона могут выйти боком не только игрокам финансовой системы, но и всем жителям нашей страны, поскольку все это еще больше усилило влияние новостей о последних событиях и вызвало элемент паники.

 В нашей стране никогда не было серьезных финансовых кризисов. Это вполне понятно ввиду ее малочисленности и невысоких доходов населения. Банковский сектор на протяжении всего периода независимости развивался в целом поступательно и прогрессивно. Казалось бы, все хорошо и нечего бояться.

Однако финансы, как и любая другая ветвь экономики, переживают встряски и кризисы, которые дают стимул системе развиваться более интенсивно. Отсутствие кризисных ситуаций, скорее, говорит о застое в отрасли и недостатке инновационных решений, а в конечном счете – о падении конкурентоспособности. Другое дело – развитие системы в кризисное время. Чтобы удержаться на плаву, необходимо серьезно пересмотреть механизм принятия решений, осуществить внедрение инновационных продуктов и т.д. То есть повысить собственную производительность и устойчивость.

Произошедшую встряску всей финансовой системы нельзя называть кризисом или еще хуже – крахом. Ни один системообразующий банк не заявил о введении моратория на выдачу какого-либо кредитного продукта. Не было заявлено и ни о каких серьезных трудностях или банкротствах. Система «скулит», но держит удар.

Главная причина этих неприятностей финансовой системы – чрезмерная зависимость коммерческих банков от внешних рынков капитала. С каждым выходом компании на внешний рынок заимствований наша экономика становится более интегрированной в мировую систему, или более глобализированной. Чем сильнее будет происходить этот процесс, тем острее будут последствия от любого внешнего кризиса. Однако такое заключение все же не повод для самоизоляции и ограничения отношений с потенциальными инвесторами.

Подобные коллизии в банковской сфере обусловлены своеобразным развитием всей казахстанской экономики, которая стремительно растет, пропуская некоторые важные этапы. Гигантские шаги по расширению и становлению банковской сферы и привели к сегодняшним неприятностям в этом секторе.

Почему, например, кризис не ударил по России? Просто банки в этой стране развили и депозитный рынок, в результате их зависимость от внешних займов гораздо ниже. И теперь недостатки проработки депозитного рынка привели к отсутствию альтернативного способа финансирования. Таким образом, проблемы связаны не только с Америкой. Развитие нашей банковской системы, а следовательно, и всего нашего финансового рынка сопровождается рисками, представляющими реальную угрозу. Раньше эти риски обсуждались лишь в теории, а теперь дошло дело до практики. Это похоже на предупредительный выстрел в воздух, чтобы все наконец поверили, что пистолет стреляет.

Банки, вероятно, впервые с момента обретения Казахстаном суверенитета получили такой удар. Им теперь придется очень постараться и многое в своей работе пересмотреть, чтобы выстоять сейчас и избежать таких проблем в будущем. Но последствия все же будут. Очевидно, что рост кредитования теперь будет достаточно ограничен. Это, как минимум, сократит рост экономики. Банки без помощи никто не оставит – это один из столпов нашей экономики. А вот будущее строительных компаний и рынка недвижимости представляется сейчас тяжелым. Трудно сказать, чем кончатся все эти внезапно обрушившиеся неприятности и не ждут ли нас новые плохие новости. Но ясно, что прежним сильно оптимистичным взглядам на нашу экономику пришел конец.