Оглушенные победой

3 сентября 2007, 00:00

Редакционная статья

Еще в июле президент Казахстана Нурсултан Назарбаев мечтал о том, что «было бы самым идеальным, если бы были две сильные партии, как в Америке, которые предлагали бы свои программы народу». 18 августа его мечты разбились вдребезги. По итогам прошедших в этот день внеочередных выборов в мажилис ни одна из политических партий, кроме возглавляемого президентом «Нур Отана», не смогла преодолеть установленный законом семипроцентный барьер. В официальной и околоофициальной прессе это стали именовать оглушительной победой.

Согласно принятым этой весной изменениям в Конституцию президент при назначении членов правительства и принятии иных важных политических решений должен будет консультироваться с фракцией парламентского большинства, которую формирует партия, победившая на выборах. Наши депутаты способны на многое, включая самороспуск, но пока непонятно, сможет ли единственная партия в парламенте создать фракцию, то есть саморасколоться. Конечно, мажилис мог бы состоять из двух частей: фракции президентской партии (большинство, 98 человек) и фракции президентской ассамблеи (меньшинство, 9 человек). Ведь депутаты от АНК формально партию «Нур Отан» не представляют (хотя, вполне вероятно, и являются ее членами). Увы, по закону фракцию в парламенте могут сформировать не менее 10 депутатов. Поэтому, скорее всего, президент будет следовать не букве, а духу основного закона, то есть будет консультироваться со всем мажилисом, включая представителей ассамблеи.

Генерал Гани Касымов спас казахстанский парламентаризм, согласившись занять пост сенатора по президентской квоте. Технически наш парламент перестал быть монопартийным. Что касается оппозиции, то вряд ли ее вдохновили рекомендации госсекретаря Каната Саудабаева «продолжать активную работу в правовом поле, внося свой вклад в богатую палитру казахстанской политической жизни». Возможно, их утешит то, что чувство вины, которое, видимо, испытывает сегодня власть, лучше, чем чувство страха, подтолкнувшее ее в ходе выборов к массовому применению адмресурса.

Итоги выборов нельзя назвать удачными ни для власти, ни для оппозиции. Для некоторых политиков их можно считать почти трагичными. Но для государства в целом намного важнее то, кто из представителей управленческой элиты покинет правительство и переместится в парламент. А также то, кто придет на их места.

Первые после выборов кадровые перестановки показали, что как бы тщательно ни формировался состав мажилиса, ему все-таки отводится вспомогательная роль. Серьезно выросло значение администрации президента, в последнее время затерявшейся где-то в тени госхолдингов – ей предстоит вывести на должный уровень отечественный футбол. Но все же центром принятия решений (следовательно, также и центром борьбы за власть) будет правительство. Потому что кризисы для политического процесса – вещь не только несмертельная, но даже необходимая. А вот предотвращение экономического кризиса для Казахстана сегодня является задачей более чем актуальной. Не случайно правительство к началу открытия осенней сессии парламента уже подготовило пакет законопроектов, включая и закон о бюджете на 2008 год. С учетом этого однопартийный парламент, в котором из обсуждения экономического курса будет исключена политическая составляющая, доминирующая в обычных парламентских дискуссиях, уже перестает казаться провальным проектом.