Период роста позади

1 октября 2007, 00:00

Управляющий директор АО «Казкоммерцбанк» Адиль Батырбеков считает, что меры правительства в первую очередь направлены на выход из кризиса строительной отрасли. Банки же в помощи извне не нуждаются и сами будут корректировать дальнейшую стратегию развития.

– Адиль Умирбаевич, чем, на ваш взгляд, может помочь государство банковскому сектору для выхода из сегодняшней кризисной ситуации?

– Сегодня мы не говорим о кризисе в банковском секторе. Я даже не знаю, насколько уместно в данном случае слово «кризис». Речь идет скорее о трудностях, которые испытывает в настоящее время строительный бизнес. Чтобы стала понятна цепочка происходящих событий, нужно начать с того, что до середины нынешнего года банки очень большими темпами наращивали свои активы, то есть выдавали значительные объемы кредитов. К сожалению, внутренний депозитный рынок не обладает высокой емкостью, чтобы обеспечить банки достаточным объемом фондирования для выдачи кредитов. Поэтому банки в основном прибегали к внешним рынкам заимствования. В результате событий, связанных с ипотечными кредитами subprime в США, доступ на международный рынок капитала оказался для казахстанских заемщиков, в том числе банков, если не совсем закрыт, то сильно ограничен. В связи с этим крупнейшие банки заявили, что не смогут во втором полугодии привлечь в экономику Казахстана сравнимый с предыдущими годами объем денег. В этой ситуации из всех отраслей экономики наиболее уязвимыми оказались строители.

– Почему под удар в первую очередь попал строительный бизнес? Не потому ли, что банки в основном кредитовали именно эту отрасль?

– Это связано со спецификой строительного сектора. Каждый дом строится год-полтора, и все это время нужно вкладывать в него деньги. Преимущественно за счет банковских кредитов. И когда банки заявили, что вынуждены ограничить кредитование отрасли, то встал вопрос о финансировании начатых строек. Вот суть происходящего сегодня. Обратите внимание, банки не говорят о том, что у них есть проблемы, в том числе проблемы с выплатами, или что они прекратят выдачу кредитов. Просто во втором полугодии произойдет некоторое замедление роста активов и кредитных портфелей. Понятно, что эта ситуация далека от кризиса. Банк может себе позволить расти медленнее, но при этом оставаться финансово стабильным.

Вернемся к строительной отрасли. У строителей существует три основных источника финансирования: собственные средства, банковские кредиты и средства дольщиков. Собственные средства обычно составляют не очень большую долю – не более 10–15%, и в первую очередь используются на приобретение земельного участка, подведение инфраструктуры и т.д. Примерно 30% составляет финансирование за счет прямых кредитов банков. Средства дольщиков в виде предоплаты строящегося жилья – основная часть финансовых средств стройкомпаний. Это, конечно, очень приблизительные расчеты, и соотношение средств может варьироваться в зависимости от конкретного проекта и застройщика. Нужно учитывать, что долевики тоже завязаны на банковских кредитах. Долевое участие граждан в основном осуществляется за счет ипотеки.

– Будут ли корректировать банки свою кредитную политику в соответствии с моментом?

– Банки заявили, что будут очень внимательно рассматривать строительные проекты, то есть корпоративный сегмент, а сейчас уже ужесточили условия по ипотеке. Это означает уменьшение поступлений в строительные компании за счет продаж долевого участия. Изменение условий по ипотеке свелось к повышению ставки. Но, например, уже в ближайшее время ККБ сможет предложить программы с более низкими ценами. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что правительство сегодня помогает не банкам, потому что у нас, слава богу, все в порядке, а строителям. Эта отрасль достаточно бурно росла в последние годы. Непосредственно в строительных компаниях, а также в смежных предприятиях, то есть в производстве стройматериалов и т.д., работает множество людей. Кроме того, тысячи казахстанцев завязаны с этой отраслью как дольщики. Вопрос защиты этих людей правительство принимает близко к сердцу, потому что потрясения на этом рынке могут породить социальные проблемы.

– Как вы оцениваете предложения правительства?

– Первый блок предлагаемых мер зависит от правительства. В первую очередь это меры, направленные на повышение ликвидности банков с тем, чтобы банки могли продолжить финансирование строительных компаний. На мой взгляд, наиболее перспективным направлением из всех предлагаемых мер выглядит привлечение Казахстанской ипотечной компании. КИК может играть более активную роль на рынке, для этого нужно, во-первых, ее докапитализировать, во-вторых, пересмотреть ее критерии отбора ипотечных кредитов. Они уже не совсем отвечают рынку, поскольку порой неоправданно жесткие. Если провести эти изменения, то КИК станет очень сильным инструментом на рынке. Компания сможет выкупать у банков портфель ипотечных кредитов, тем самым вливая дополнительные средства, которые банки смогут направить на выдачу ипотеки либо на финансирование строительных проектов. За счет этого будут завершены многие объекты.

Второй блок мер напрямую касается банков. Нас просят сохранить условия ипотеки в разумных рамках: не задирать слишком высоко ставки, не увеличивать суммы первоначального взноса. Но эти меры нужно увязывать с деньгами, которые могут быть заведены через программу КИКа, потому что повышение процентных ставок банками напрямую зависит от удорожания средств на международном рынке. Если банкам будет предоставлен доступ к дешевым деньгам, например через КИК, они смогут кредитовать население по более низким ставкам.

– Правительство также настаивает на том, чтобы банки продлили кредиты строительным компаниям до марта следующего года. Пойдут ли банки на это?

– Я думаю, что банки не согласятся с этим предложением, потому что нельзя распространять эту меру на все стройкомпании. Компания компании рознь, их нельзя причесывать под одну гребенку, кто-то и в сегодняшней ситуации является хорошим заемщиком, а кому-то никакие продления кредитов не помогут. В условиях ограниченной ликвидности любое массовое продление кредитов прямо оказывает давление на ликвидность банков и может отразиться на обслуживании банками своих обязательств перед инвесторами, вкладчиками, кредиторами. А это очень серьезный вопрос. Мы не отказываемся продлять кредиты, просто просим, чтобы этот вопрос оставили на усмотрение самих банков и строительных компаний, и по каждому заемщику и проекту решение будет принято индивидуально, после переговоров между банком и стройкомпанией. Во всяком случае, банки заинтересованы в завершении объектов, потому что за счет их продажи строители будут гасить свои кредиты.

Интервью взяла Светлана Грибанова