– Насколько ваш фильм игровой, в какой степени в нем использованы художественные приемы? Есть ли в нем герои, которые играют сами себя?
– Я снял этот фильм на 35-миллиметровой пленке за 11 дней. И все люди, которые принимали в нем участие – актеры. Я старался создать документальный фильм про реальную жизнь, но на самом деле в его основе лежит художественный замысел, и его события вымышлены.
– Как я поняла, один из режиссеров, вдохновивший вас, – это создатель фильма Elephant Гас Ван Сент, он как бы имитирует документальные съемки, при этом используя обычный художественный прием?
– Я этот метод не заимствовал. И пользовался им еще до Гаса Ван Сента. Это мой постоянный стиль, и его я бы хотел придерживаться и в дальнейшем, т.е. создавать документальное кино посредством придуманного сюжета и художественных приемов. В моих предыдущих фильмах я использовал тот же метод, например так снят «Профессор».
– Некоторые моменты фильма, может быть, из-за титров, а может быть, из-за филиппинской специфики, не всегда были понятны. Например, когда жители бедного квартала, где воспитывали мальчика, шутят: ты станешь господином Филиппины. Что здесь имеется в виду?
– В фильме показано празднование Дня ООН, потому что у Филиппин есть давняя дипломатическая связь с США. Мистером Филиппины в этом фильме стал мальчик, а миссис Америкой – девочка. Они были признаны самыми красивыми в этом детском конкурсе. Это намек на дипломатические отношения между Филиппинами и США. Также вы, наверное, помните, богатая семья усыновляет в фильме филиппинского ребенка из США. Представляя собой страну первого мира, она усыновляет ребенка из страны третьего мира.
– Что касается социальной модели решения проблемы сирот и брошенных детей, то в Казахстане сохранилась система государственных детских домов. Как мы видели в фильме, на Филиппинах этим занимаются общественные и частные организации. Это даже похоже на бизнес, когда организуется офис, нанимаются матери-попечительницы, а дети продаются в богатые семьи. Это единственная модель на Филиппинах?
– Один из самых крупных государственных детских центров, который был запечатлен в фильме, это приемный дом в Сан-Хосе, основанный в 1892 году. Помимо него на Филиппинах существуют еще четыре центра, похожих на сиротские дома. Частные дома по воспитанию детей финансируются частным образом, но они получают и субсидии от таких международных учреждений, как ООН, которые расположены в Штатах или в европейских странах.
– Организации, подобные той, что показаны в фильме, облагаются налогами?
– Это частное учреждение, которое обычно освобождается от налогообложения.
– Фильм снят на актуальную социальную тему. Ясно, что в этой сфере не все благополучно. Это фиксирует фильм. А если идти дальше, то каково решение этой проблемы? Она поднимается в вашей стране? Как-то пытаются изменить ситуацию?
– После того как фильм был показан, он создал в обществе определенное осознание этой проблемы. Что касается правительственной политики по решению данного вопроса, то оно слишком много внимания уделяет другим проблемам, существующим на Филиппинах, таким как восстания и политическая нестабильность. А потому этот вопрос остается без особого внимания. Но если мы и дальше будем снимать подобные фильмы, то я думаю, что он будет решаться более продуктивно.