Счастья – навалом

26 ноября 2007, 00:00

Королевство Бутан, затерянное на склонах Гималаев, единственная страна на планете, в Конституции которой будет записано, что целью государства является рост уровня «валового национального счастья» его граждан. Лидер Бутана, король Джигме Сингай Вангчук, взошедший на престол в 1972 году, глубоко убежден, что улучшение показателей валового внутреннего счастья гораздо важнее увеличения объемов валового внутреннего продукта. С началом его правления абстрактная категория «счастья» прочно легла в основу государственной политики по развитию этого изолированного королевства.

И, как оказалось 30 лет спустя, такой показатель, возможно, более полно отражает реальное положение дел в отдельно взятой стране, чем количество выплавленных чугуна и стали и засеянных гектаров. Во всяком случае, в этом убежден один из ведущих финансистов мира, управляющий директор Всемирного банка Грэм Виллер. «Бутан успешно воплощает свою философию валового национального счастья во вполне конкретные земные проекты, и это тот путь, по которому могли бы пойти и другие страны. Что нам нужно сделать – это расширить концепцию национального счастья до счастья международного», – заявил Виллер.

Эта концепция базируется на убеждении, что люди, по самой своей натуре, всю жизнь проводят в поисках счастья. И, если верить последним исследованиям Центра по изучению Бутана, семь из десяти жителей этой высокогорной страны счастливы.

Со своими бутанскими коллегами согласны видные австралийские социологи Дэвид Бланчфлаувер и Эндрю Освальд: «Индустриальным странам в XXI веке нужно бы перейти к более широкому показателю измерения благополучия их населения, чем высота кучки долларов. По мере того как экономика этих стран делается богаче, они могут позволить себе сомневаться в цели стать еще богаче».

По мнению австралийцев, использование своеобразного индекса счастья населения могло бы подсказать руководству страны, как граждане оценивают влияние на ощущение собственного благополучия таких явлений, как безработица, уровень разводов, реальный уровень доходов, дружба, пробки на дорогах, преступность, здравоохранение и многое другое. Это могло бы помочь политическим деятелям принимать решения, более полно отвечающие интересам тех, кем они избирались.