Бизнесмены, занимающиеся кинотеатрами, – одни из немногих представителей казахстанского делового сообщества, которые практически не жалуются ни на кризис, ни на неблагоприятную конъюнктуру рынка. По их словам, развитию кинотеатров мешает только один негативный фактор – видеопиратство. Но и то не все операторы воспринимают продавцов контрафактных дисков как серьезных конкурентов.
Впрочем, кризис на рынке недвижимости все же затронул кинобизнес. Нынешняя ситуация заставляет девелоперов тщательнее относиться к новым проектам торгово-развлекательных центров (ТРЦ), которые стали в последние годы основной площадкой для открытия кинозалов. «В настоящее время наблюдается снижение темпов строительства торговых центров», – говорит Сергей Ревюк, заместитель генерального директора ТОО Sun Cinema с торговой маркой «Star Cinema». «Уже заложенные торговые центры в любом случае будут достраиваться, а закладка новых площадей целиком зависит от объемов финансирования, привлеченных строительными компаниями», – комментирует руководитель департамента маркетинга ТОО Aksay Construction company Бауыржан Тулеков. В итоге, хотя ситуация на рынке привлекательна для инвесторов, вход на него осложнен снижением темпов ввода в эксплуатацию новых кинотеатральных площадей.
Много и по мелочи
Казахстанский рынок кинотеатров находится в стадии становления. В отличие, например, от России, у нас еще не сложились сети национального масштаба. А имеющиеся сети невелики по обхвату (см. таблицу), и на рынке представлено много мелких игроков. При этом количество кинотеатров сегодня составляет порядка 50, по данным ресурса www.kino.kz, и не превышает 85, по данным Агентства по статистике РК. Точных данных нет – опрошенные нами игроки не имеют понятия о точной ситуации на рынке и о том, какое количество кинотеатров насытит рынок. Особенно это заметно на рынке Алматы, операторы которого отмечают колебания посещаемости своих залов после открытия новых ТРЦ. При этом в течение некоторого времени после прихода новых игроков посещаемость старых кинозалов восстанавливается, то есть растет зрительский интерес. Поэтому говорить о конкуренции между отдельными компаниями пока не приходится – скорее конкурируют не игроки, а форматы кинотеатров.
По сравнению с 2000 годом посещаемость кинотеатров возросла в целом в восемь-девять раз
Казахстанский зритель может выбрать, где посмотреть кино – в мультиплексе или на большом экране в малозальном (один-два зала) кинотеатре, построенном еще в советские годы. Первый тип становится преобладающим. Индустрия кинопоказа развивается по пути снижения количества мест в каждом зале и одновременном увеличении количества залов в кинотеатре. Так, например, открывшийся в сентябре прошлого года пятизальный кинотеатр «Иллюзион» в ТРК «Максима» вмещает всего 508 зрителей. «Недавно открылось несколько мультиплексов – два в Астане и один в Шымкенте. В целом прирост составил 19 залов», – приводит пример исполнительный директор алматинского киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов. Таким образом, девелоперские компании максимизируют влияние главного преимущества мультиплексов – большого ассортимента картин в прокате.
Мультиплексы, как продукт нового времени, расположены в крупных ТРЦ и обеспечивают прокат большого количества картин. Количество залов в таких кинотеатрах по Казахстану разнится от трех до восьми. При этом количество целиком зависит от объема потребительского спроса в конкретном городе. К примеру, в Караганде достаточно мультиплекса с тремя залами, а в Астане построен восьмизальный кинотеатр. Рыночные игроки сходятся во мнении, что мультиплексы в плане кинопоказа значительно эффективнее однозальников. «Большое количество залов позволяет распределить показ на несколько возрастных категорий – взрослых, молодежь, детей», – говорит исполнительный директор ТОО Cinema center Karagandy Алия Букпина.
В то же время ТРЦ позволяет предоставить целый комплекс услуг для потенциального клиента. И кинотеатр здесь всего лишь способ борьбы за очередного клиента гипермаркета. Происходит симбиоз интересов арендаторов залов, торговых площадей, точек быстрого питания и самих девелоперов. «Принцип размещения кинотеатра в гипермаркете или же в развлекательном центре уже стал традицией, – объясняет популярность мультиплексов ведущий менеджер по кинопрокату и рекламе гипермаркета Silk Way Cinema Муслим Чингужинов. – Потому что человек приходит провести свой досуг комплексно – обслуживаться во всех направлениях: посмотреть последние картины, заодно удовлетворить свои потребности – покушать или же купить что-нибудь, посидеть в интернет-кафе». При этом высокая пропускная способность мультиплекса позволяет осуществить прокат 10–15 картин в день вместо трех-четырех в однозальном кинотеатре. «Не каждый предприниматель может себе позволить выстроить кинотеатр, все-таки это дорогое удовольствие, а кинотеатры нужно строить не менее трех залов», – говорит г-н Чингужинов. Темп ввода в эксплуатацию новых мультиплексов целиком и полностью определяется девелоперским предложением.
«Сейчас все зависит от того, как будут обстоять дела с финансированием строительства торговых центров. Строить отдельные кинотеатры – значит брать на себя слишком большие риски», – замечает Бауржан Шукенов. Кинозалы в ТРЦ сдаются девелоперами в аренду кинотеатральным компаниям. «Арендная плата у кинотеатров меньше, нежели у обычных арендаторов, так как мультиплексы являются якорными арендаторами площадей, ставка варьируется в районе 10–20 у.е. за 1 кв. м в месяц», – говорит г-н Тулеков.
Все затраты на оборудование кинотеатральных залов берут на себя операторы. Так, четырехзальный кинотеатр может обойтись оператору в сумму порядка 400 тыс. долларов. «Это не строительство, а только затраты на оснащение, которые зависят от количества мест в кинозале», – констатирует Муслим Чингужинов. И чем больше кинозал, тем больше сумма инвестиций в оборудование или модернизацию.
Окупаемость нового проекта в этой сфере составляет, по оценкам участников рынка, минимум пять лет, а рентабельность заведений – максимум 20%. «Если говорить о кинотеатральной сети, то рентабельность здесь составляет примерно 15–20%», – поясняет заместитель генерального директора Sun Cinema. Хотя некоторые участники рынка говорят, что и эти цифры сильно завышены. По мнению участника рынка, пожелавшего остаться анонимным, «на самом деле рентабельность может быть значительно ниже». Все зависит от уровня сервиса, качества проката и премьерности кинотеатра. В регионах ситуация более острая. Как рассказала Алия Букпина, «кино никогда рентабельным не было. Без вливаний ликвидности от учредителей кинотеатр вряд ли сможет сам существовать».
Живее всех живых
Когда мультиплексы выходят на рынок, наблюдатели начинают предрекать скорую смерть малозальных кинотеатров. Так было в России и Украине, так было и в Казахстане. Главный минус однозальников в том, что в день проходит немного сеансов и зритель смотрит только один интересный для него фильм, после чего уходит из заведения. Однако история сосуществования старого и нового форматов показала, что и наследники советской эпохи имеют ряд конкурентных преимуществ на рынке.
Прежде всего это размеры экрана. «Большой экран оказывает сильное влияние на зрителя, – говорит генеральный директор сети кинотеатров «Отау Синема» Зейнулла Ибраимов. – А в мультиплексах экран маленький – это почти домашний кинотеатр, и широкоформатное кино там не посмотришь».

«Погоня за максимальным комфортом зрителя привела к тому, что наш клиент не ушел в мультиплексы, – вторит Бауржан Шукенов. – Раньше я думал, что как только кинотеатры в торговых центрах раскрутятся, мы пойдем вниз, но этого не случилось. Наоборот, зрителей даже прибавилось».
Есть у однозальников советской постройки еще одно преимущество. Каждый из них находится в непосредственной близости от крупных жилых массивов, и к каждому из них известны все подъездные пути. «К строительству таких объектов культуры в те времена подходили с огромной ответственностью, просчитывая, видимо, огромный пласт вопросов, связанных с их рентабельной работой, о чем, кстати, не всегда задумываются наши современные проектировщики или владельцы крупных ТРЦ», – рассуждает г-н Шукенов.
Но малозальные кинотеатры все равно чувствуют свою уязвимость – ведь издержки на содержание отдельного здания больше, чем у мультиплексов. Поэтому владельцы некоторых крупных однозальных кинотеатров задумываются об их перестройке. Например, «Отау Синема» планирует переделать свой кинотеатр «Алатау» в Алматы из однозального в трехзальный.
Все дело в фишках
На сегодняшний день большую часть доходов кинотеатры в основном получают за счет проката фильмов, однако эти доходы нестабильны и зависят от количества крупных премьер. Игроки стараются показать в своем кинотеатре картину в день ее выхода на мировые экраны. Правда, при этом приходится значительную часть выручки отдавать правообладателям. «Например, Дж. Лукас сам ставил условия для показа своих «Звездных войн» – по некоторым данным, его компания забирала до 90% выручки от валового сбора фильма в первые послепремьерные уик-энды»,– объясняет Бауржан Шукенов. По словам Алии Букпиной, если раньше покупка права премьерного показа стоила около 200 тыс. тенге, то сегодня в несколько раз больше. Показ картин вторым экраном хотя и оказывается дешевле для прокатчика, но это не инструмент для привлечения новых зрителей. Поэтому все чаще кинотеатральные операторы обращают внимание на особые методы привлечения зрителя и доходы от сопутствующего бизнеса, начиная с проведения дискотек и заканчивая специальными промоушн-продажами в барах. «Эти маркетинговые ходы, например комбо-продажи, розыгрыши, премьерные показы, дисконт-карты, интернет-продажи кинобилетов, возможность в одном кинотеатре приобрести билет в другой и так далее, просто необходимы кинотеатрам для привлечения зрителя», – считает г-н Шукенов. На сопутствующий бизнес приходится порядка 22–25% доходов казахстанских операторов. В России эти доходы составляют 25–30%, а в США – 40–45%. Однако и здесь все зависит от того, насколько интересна картина для клиента. «Продажи в барах зависят от фильма и дают больше дохода, только когда кинотеатр показывает хороший, кассовый фильм», – поясняет Зейнулла Ибраимов.
Под прицелом
Уровень развития казахстанских кинотеатров и ненасыщенность спроса заставляют экспертов ожидать экспансии на местный рынок иностранных игроков, прежде всего из России. Тем более что они уже присутствуют здесь в лице торговой марки «Star Cinema» в торговых комплексах «Мега Алма-Ата» и City Plus, занимаются кинодистрибуцией. «Кинотеатральный бизнес в Казахстане весьма привлекателен, так как он находится в стадии становления, и у него есть все предпосылки для активного развития на ближайшую перспективу: высокий уровень доходов населения и благополучное экономическое развитие государства, – заявил нам генеральный директор управляющей компании «КАРО Фильм» Игорь Ильчук. – Конкуренция на местном рынке пока невелика, на нем действует всего несколько местных операторов кинопоказа».
Но, как показал проведенный нами опрос российских игроков, они только присматриваются к рынку. «На данный момент ведется изучение рынка Казахстана, конкурентной и потребительской среды, специфики досуговой сферы, инфраструктуры, связанной с девелоперской деятельностью и т.д.», – рассказывает директор по развитию сети кинотеатров «Киномакс» Елена Ключникова. При этом инвесторы исповедуют разные стратегии входа на рынок – покупку уже существующей сети кинотеатров или взаимодействие с отечественными девелоперами по всему Казахстану, или их совмещение. «КАРО Фильм» категорически не приемлет покупку старых кинотеатров. «Их реконструкция требует слишком серьезных затрат, так как нельзя обойтись простым ремонтом, покрасить стены и полы, расставить стулья, повесить колонки и установить проектор», – говорит г-н Ильчук. «Киномакс» рассматривает все варианты, но также склоняется к сотрудничеству с девелоперами. «Тактика развития операторов кинопоказа на казахстанском рынке, на мой взгляд, может быть разной, – поясняет г-жа Ключникова. – Но, к примеру, в России “Киномакс” предпочитает вариант вхождения в ТРЦ еще на этапе их планировки, когда специалисты сети могут учесть все архитектурные и технические особенности строительства киноцентров. Все зависит от конкретных предложений». Ранее говорилось о том, что «Киномакс» собирается открыть на территории Казахстана четыре-шесть кинотеатров по четыре-пять залов до конца 2008 года. Кроме того, в результате совмещения дистрибьюторской и кинопрокатной деятельности российские игроки, которые по большей части и являются дистрибьюторами в Казахстане, могут сократить срок окупаемости кинотеатра за счет снижения общих издержек.
Но не для всех участников рынка вхождение в кинотеатральный бизнес Казахстана кажется привлекательным. «Недавно приходили корейские операторы – они изучали рынок, но особого интереса как будто не проявили», – делится с нами г-н Ибраимов.
Слабая конкуренция на рынке и высокий уровень потребительского спроса должны быть вроде «красной тряпки» для иностранных игроков на любом рынке. Однако и россияне, и корейцы осторожничают. Но никто не говорит о факторах, мешающих развитию рынка. Судя по всему, инвесторы ожидают повышения потребительской культуры казахстанцев.
В подготовке материала принимал участие Евгений Маклецов.