Пришла весна, а с ней – череда официальных праздничных дней: 8 Марта, 22 марта, 1 Мая и 9 Мая. Второй праздничный «кластер» приходится на позднюю осень и первую половину зимы (5 дней). И только День Конституции, отмечаемый 30 августа, сиротливо краснеет в предпоследний день лета.
Количество праздников в Казахстане в целом совпадает с числом «красных дней календаря» в таких странах, как США, Великобритания, Сингапур – там отдыхают не более 10 дней. Многие считают, что этого явно недостаточно – малайзийцы отмечают 17 праздников, индийцы, израильтяне – 34 праздника. Пример этих народов оказался заразителен – в ряде государств задумываются об увеличении количества нерабочих дней. При этом сами «счастливцы» все чаще жалуются на то, что праздники становятся серьезным тормозом для развития экономики.
Кашу маслом…
Одна из последних жалоб на излишнее количество праздничных дней пришла из Малайзии. Помимо общегосударственных в каждом штате есть по 4–5 собственных поводов для отдыха. Наиболее напряженными для малайзийцев являются зимние месяцы. После того как в ноябре мусульмане отпраздновали Эйд аль Фитр, венчающий священный месяц Рамадан, настала очередь индусского Нового года – Дивали, который плавно перешел в христианское Рождество, а после него вся страна отметила наступление традиционного Нового года, затем пришел Новый год по-восточному календарю. «Для предпринимателей такое количество нерабочих дней – настоящее бедствие, которое крайне отрицательно сказывается на бизнесе», – убежден Муруган Вивекананда, эксперт Малайской федерации работодателей. Официальной статистики о том, сколько стоят Малайзии ее праздники, не существует, но, к примеру, в феврале прошлого года величина экспорта снизилась почти на 15% по сравнению с январем «из-за укороченных рабочих дней и фестивалей».
А вот экономике другого азиатского гиганта, Индии, государственные праздники обходятся в миллиард рупий (около 25 млн долларов) – 21 официальный плюс дополнительных 9–10 в каждом штате. Такие подсчеты произвели эксперты Всеиндийской индустриальной ассоциации, назвавшие свою родину страной государственных праздников. «Нам необходимо как можно быстрее пересмотреть нашу расслабленную культуру труда, – убежден президент компании Mumbai Grahak Panchayat Шириш Дешпанде. – В глобальной экономике с ее ужесточающейся конкуренцией между странами подобная роскошь ведет в никуда».
Если взглянуть на количество общегосударственных нерабочих дней в масштабе всего Азиатского региона, то на одном конце окажется процветающий Сингапур с 11 праздниками, а на другом – с трудом сводящая концы с концами Камбоджа, где, несмотря на житейские трудности, правительство дополнительно дает своим гражданам 26 оплаченных общенациональных праздничных дней. А вот правительство Индонезии, мотивируя свои действия необходимостью придать дополнительный импульс местной экономике перед лицом надвигающегося глобального кризиса, из календаря деловой активности на 2008 год убрало целых три общенациональных праздника. Правда, в нем осталось еще 20.
Впрочем, не все эксперты разделяют такой утилитарно-капиталистический подход. По мнению малайзийского политического экономиста Чарльза Сантьяго, «большое количество официальных нерабочих дней является для большинства населения Малайзии желанной и часто единственной возможностью сделать перерыв в напряженной работе». Те бизнесмены, которые жалуются на избыточное количество праздников, полагает г-н Сантьяго, должны понять, что «отдохнувшие работники – это и повышение производительности труда. А в долгосрочной перспективе – несомненная выгода для экономики страны в целом».
Больше праздника!
В то время как одна часть населения планеты пытается убедить свои правительства в необходимости снижения количества государственных праздников, другая не менее убедительно настаивает на их увеличении. Правительство КНР в конце прошлого года реформировало систему государственных праздников, существовавшую в стране с 1999 года. Основным элементом этой системы были три так называемые золотые недели – непрерывные общенациональные выходные протяженностью по семь дней (за счет совмещения праздничных и выходных дней). Задуманные для того, чтобы заставить жителей страны тратить больше денег и развивать местный туризм, «золотые недели» со временем легли непосильным бременем на транспортную и туристическую инфраструктуру страны. В конце концов правительство приняло решение разбить одну неделю, приходившуюся на майские праздники. Оставив на празднование Первомая всего один день, китайские чиновники учредили три дополнительных праздника, привязанных к традиционным народным фестивалям. Тем самым общее число государственных праздников возросло с 10 до 11.
Решительно настроен на то, чтобы увеличить количество общенациональных нерабочих дней с нынешних 8 и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Он поддержал инициативу британских профсоюзов и Института исследований публичной политики о создании специального праздника, посвященного ежедневным героям. По замыслу разработчиков, этот праздник должен стать своего рода общественным «спасибо за добрые дела!» всем тем, кто посвящает себя служению обществу – от пожарного, спасающего с риском для жизни ребенка, до грузчика из аэропорта, сдающего в бюро находок сумочку с несколькими тысячами фунтов стерлингов.
Власти надеются, что новый праздник даст британцам долгожданную передышку в трудовых буднях в течение осени (новый выходной будет приходиться на второй понедельник ноября), а также приблизит общее количество общенациональных выходных до уровня Евросоюза (в среднем между 11 и 12 на страну; максимум 18 – в Словакии). Генеральный секретарь британского Конгресса профессиональных союзов (Trade Union Congress) Брендан Барбер заявил: «Наш рабочий год – один из самых длинных на Западе, и у нас же – наименьшее количество общегосударственных праздников. Настало время догнать по этому показателю остальную Европу».
С подобной постановкой вопроса категорически не согласны эксперты из Конфедерации британской промышленности (CBI). По их подсчетам, подобный шаг обойдется экономике Соединенного Королевства в 6 млрд фунтов стерлингов (почти 15 млрд долларов). «Нет никакой необходимости в дополнительном выходном дне, – убежден руководитель отдела по работе с трудовыми ресурсами CBI Ник Карберри. – Воздать должное тем членам общества, которые особенно отличились, можно и в один из уже имеющихся праздничных дней, не нанося удара по производству».
Не отстают от бывшей метрополии и ее бывшие колонии. С предложением увеличить количество государственных праздников недавно выступили политики Новой Зеландии. Сегодня в стране 10 официальных выходных дней. В память о недавно скончавшемся первовосходителе Эвереста Эдмунде Хиллари местная партия зеленых предлагает учредить День сэра Эда Хиллари (в день его рождения, приходящийся на зиму в южном полушарии), который будет таким же официальным праздником, как День рождения Королевы. «Я думаю, что сэр Эд был бы рад узнать, что каждый год в его день рождения новозеландцы дружно отправляются на покрытые снегом горы или проводят его на стадионах и в парках», – говорит одна из лидеров «зеленых» Джанет Фитцсаймонс.
Австралия, граждане которой имеют право на 10 официальных общегосударственных выходных дней, тоже не против увеличить их количество. Как указывает профессор экономики Австралийского национального университета доктор Эндрю Ли, за последние десять лет стало легче «купить бутылку молока после 11 вечера, но зато стало гораздо труднее организовать с друзьями совместный пикник». По мере того как рабочие часы становятся все более непредсказуемыми, общенациональные праздники являются едва ли не единственным механизмом, позволяющим гражданам скоординировать свое совместное времяпровождение. «Те политики, которые искренне заинтересованы в увеличении социального капитала, в усилении тех уз доверия и сотрудничества, которые связывают нас воедино как общество, должны внимательней отнестись к предложениям по увеличению количества общенациональных праздников», – говорит Эндрю Ли.
Наша очередь?
Главная социальная функция общенациональных праздников, полагают социологи, координировать совместный досуг граждан. Выгоды от синхронизации социальной жизни общества распространяются и на обычные выходные и рабочие дни. Отвечая на вопрос, какое количество официальных праздничных дней можно считать оптимальным для экономики (т.е. когда потенциальные выгоды – экономические и социальные – перевешивают или балансируют потери), немецкие эксперты Джоахим Мерц и Ларс Осберг указывают на вилку в 13–17 дней как наиболее приемлемую, с акцентом на первую ее половину. По мнению немцев, именно такое количество праздников является гарантией того, что они не станут непосильной ношей ни для населения (которое начнет испытывать затруднения, пытаясь вписать излишки свободного времени в свою жизнь), ни для национальной экономики (у которой будет достаточно времени, чтобы адаптироваться после каждого нерабочего дня).