Валюта на все времена

31 марта 2008, 00:00

Редакционная статья

B1999 году, накануне введения плавающего курса тенге, тогдашний глава правительства Казахстана Нурлан Балгимбаев к причинам ухудшения экономической ситуации в стране отнес падение мировых цен на сырье, снижение доверия международных инвесторов к развивающимся рынкам и неблагоприятные условия для заимствования за рубежом. За исключением первого фактора, ситуация повторилась спустя 9 лет. Если бы не рост цен на нефть, то сегодня, возможно, состояние экономики было бы более плачевным, чем в 99-м.

В то время Национальный банк и правительство вынуждены были пойти на весьма непопулярную меру – отказаться от фиксированного курса национальной валюты и отпустить ее в свободное плавание. После введения плавающего режима казахстанцы проснулись в другой стране: обменный курс вырос с 86 до 120 тенге за доллар, зарплаты, привычно рассчитываемые по отношению к доллару, снизились, цены, наоборот, выросли. В IV квартале доллар стоил почти 140 тенге. До 2003 года национальная валюта подешевела до 155 тенге/доллар, после чего начала укрепляться.

На мировых рынках ослабление доллара началось в тот же период, однако на внутренний обменный курс больше влияли такие факторы, как рост цен на экспортные товары – нефть, металлы – и внешние заимствования банков. В Казахстане наблюдался избыток иностранной валюты, и только благодаря интервенциям на валютном рынке Нацбанку удавалось удерживать доллар от значительной девальвации.

Хотя в Казахстане изначально существовало трепетное отношение к американской валюте, обменный курс всегда влиял на спрос со стороны населения и предприятий. Пока доллар рос, увеличивалась и доля инвалютных зарплат и накоплений. Высокого уровня достигла долларизация экономики. Ситуация изменилась, как только американская валюта начала слабеть. Так, в начале 2003 года сумма кредитов банков в иностранной валюте в два раза превышала кредиты в тенге, а к концу того же года – всего на 20%. Такие же изменения при падении доллара произошли и с депозитами: к декабрю 2003 года доля тенговых депозитов превысила долю валютных. Девальвация доллара в значительной мере стимулировала активность банков на внешних рынках. Привлекая валютные займы (в основном долларовые), они выдавали кредиты в тенге и хорошо зарабатывали на курсовой разнице.

Не обошлось без потерь. Первыми в этом ряду можно назвать накопительные пенсионные фонды. Большая доля ценных бумаг в их инвестиционных портфелях была номинирована в долларах. Как только он стал девальвировать, упала и их стоимость. В результате в 2003–2004 годах НПФ зафиксировали отрицательную доходность.

Поменялось отношение к доллару как к наиболее надежной валюте и среди казахстанцев. Зарплата в долларах уже никого не привлекала, хотя по-прежнему была привязана к американской валюте. Люди хотели получать заработанное в тенге, покупать и копить в тенге. За исключением таких моментов, когда происходили резкие курсовые колебания в паре тенге/доллар, снизились объемы покупок американской валюты в обменных пунктах. В общем, доллар перестал быть иконой для населения, а для компаний превратился в обычный инструмент взаиморасчетов с партнерами. Тем не менее нельзя сказать, что «зеленый» совсем уж потерял былое значение.

До сих пор доллар фигурирует во всех крупных расходах – на покупку недвижимости, автомобилей, путевок, авиа- и железнодорожных билетов, обучение в вузе. Даже взятки у нас оцениваются в долларах. Рядовых граждан не слишком интересует обменный курс тенге к доллару, конечно, если не происходит ничего экстраординарного. Эта забота монетарных властей, банков. И хорошо бы такое положение сохранилось. Потому что это бы означало, что нам удалось пережить кризисное время без потрясений и потерь.